28.07.2003

Количество непрошеных сообщений электронной почты (в просторечье - спама) , которые пользователи вынуждены ежедневно вычищать из своих ящиков, уже превышает все мыслимые пределы. Серьезность проблемы начинают осознавать на государственном уровне. Российская Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ) намерена под эгидой Минсвязи подготовить законодательные предложения по борьбе со спамом. Параллельно группа крупных игроков IT-рынка создает собственную антиспамерскую коалицию.

Слово "спам" происходит от старого скетча британской комик-группы Monty Python Flying Circus, в котором посетители ресторана, пытающиеся сделать заказ, вынуждены слушать хор викингов, воспевающий мясные консервы SPAM. По оценкам компании "Яndex", 60 - 70% писем электронной почты представляют собой спам. Получение спама приводит пользователей российского Интернета к убыткам, превышающим $200 млн в год, считают в интернет-холдинге Rambler. Только частные интернет-пользователи России ежегодно платят совокупный "налог на спам" порядка $120 млн. В мировом масштабе объемы спама стремительно растут. Если в 2001 г. спам занимал лишь 8% всего трафика электронной почты и обошелся пользователям Интернета во всем мире в 10 млрд евро, то уже на следующий год доля спама в общем трафике сообщений превысила 40%.

На прошлой неделе АДЭ направила в Минсвязи проект меморандума "О противодействии распространению вредоносных программ и спама", в котором непрошеные рассылки фактически приравнены к компьютерным вирусам. "Задача меморандума - довести до Минсвязи точку зрения всех заинтересованных организаций и описать наше видение проблем борьбы со спамом", - поясняет один из разработчиков меморандума, представитель корпорации Microsoft по связям с госорганами Михаил Якушев.

В написании этого документа участвовали представители более двух десятков крупнейших IT-компаний, Минсвязи и отраслевых институтов. "Эта проблема сплотила всех участников рынка, поскольку она представляет серьезную угрозу функционированию информационных систем", - говорит замгендиректора холдинга Rambler Иван Засурский.

Почему спам - это плохо?

Основную статью убытков, причиняемых спамом, составляют затраты времени и денег на получение, чтение и удаление непрошеной корреспонденции. Средний пользователь Рунета тратит на "выгребание" спама два-три часа в месяц - при подключении к Интернету по телефонной линии это обойдется ему в $12 в год. В случае с корпоративными пользователями убытки организации складываются из платы телекоммуникационным операторам за получение ненужной почты и затрат рабочего времени ее сотрудников.

Спам не только причиняет неудобства рядовым пользователям, но и создает реальные проблемы для IT-компаний. "Распространение спама - прямая угроза для нашего бизнеса, - говорит вице-президент Mail.ru Татьяна Желонкина. - Из-за спамеров мы теряем пользователей, поскольку наши клиенты вынуждены заводить больше ящиков, что приводит к росту трафика и неэффективному использованию мощностей". "Спам не дает возможности нормально работать всем - и пользователям Интернета, и операторам, предоставляющим доступ", - соглашается представитель крупнейшего альтернативного оператора Golden Telecom.

Озабоченность игроков рынка разделяют и в Минсвязи. "Спам наносит ущерб Интернету, превращая его в большую информационную свалку, - говорит первый замминистра связи Андрей Коротков. - Потому Минсвязи создал совместно с АДЭ рабочую группу, которая займется вредоносными программами и спамом".

Для одних спам - источник неприятностей, а для других - выгодный и быстро растущий бизнес. По оценкам Игоря Ашманова, управляющего партнера компании "Ашманов и партнеры" (разработчика программы, позволяющей отфильтровывать спам) , общие заработки спамеров в российском сегменте Интернета составляют порядка $3 - 5 млн в год. "Наиболее пессимистичная оценка - $10 млн в год, что сопоставимо с объемом всего легального рынка онлайновой рекламы в Рунете", - отмечает Ашманов. По его данным, в день в Рунете рассылается от 15 млн до 30 млн спамерских писем.

Этот рынок имеет сформировавшуюся структуру. "Есть две-три крупнейшие профессиональные конторы, есть 20 - 30 мелких контор, и есть слой "шпаны" - например, студентов, занимающихся спамерскими рассылками от случая к случаю", - говорит Ашманов. Сами спамеры избегают контактов с прессой - получить от них комментарии "Ведомостям" не удалось.

Можно ли с этим бороться?

Сегодня, по словам Короткова, спамера невозможно привлечь к ответственности, потому что законодательно эта проблема никак не отрегулирована. Действительно, спамеры выполняют техническую функцию - рассылают рекламную информацию и не подпадают под закон о рекламе, поскольку реклама предполагает распространение информации неопределенному кругу лиц, тогда как списки рассылки хотя и колоссальные, но конечные массивы.

По словам Игоря Ашманова, с заказчиками спама бороться бессмысленно. "Потенциальные "рекламодатели" спама - десятки тысяч российских предприятий мелкого и среднего бизнеса, - говорит Ашманов. - Как правило, они имеют очень отдаленное представление об Интернете и просто не понимают, что спам может раздражать".

Беда в том, что спам действительно очень эффективен по сравнению с обычной рекламой. "Заказчики спамерских рассылок говорят, что после рассылки спама за $500 звонков больше, чем после рекламы в глянцевом журнале за $5000. А о вреде для репутации, наживании врагов и прочих косвенных неприятностях они пока думать не способны", - говорит Ашманов.

Для руководителей мелких и средних компаний спам зачастую единственный способ рекламировать свою продукцию. "У нас нет денег оплатить рекламу на телевидении или в глянцевых журналах. Спам оказался очень дешевым и эффективным способом рекламы. Мы заказывали рассылку на 40 000 адресов и получили более 40 звонков клиентов", - говорит гендиректор небольшой компании, работающей в сфере розничной торговли. По его словам, из нескольких десятков позвонивших только один был недоволен, что ему пришло это письмо, но и он заинтересовался товаром фирмы.

По мнению Ашманова, наказывать надо не заказчиков, а распространителей спама. Он считает, что авторов массовых анонимных рассылок нужно искать и привлекать к суду. Михаил Якушев из Microsoft считает, что полностью победить спам невозможно, но в долгосрочной перспективе можно уменьшить его объемы на несколько порядков, переведя проблему из социальной сферы в уголовную.

"Необходимо разъяснять, что спамеры обходят закон о рекламе. Нужно пытаться минимизировать поток спама технологическими средствами, - говорит Якушев. - Создать систему наказаний, с тем чтобы сделать деятельность спамера невыгодной. Наконец, надо, чтобы образовалось четкое понимание, что спам - это неприлично. Это все равно, как в приличном обществе не принято сморкаться в занавески".

Гендиректор компании "Яndex" Аркадий Волож говорит, что его компания ведет борьбу со спамом по двум направлениям: участвует в межпровайдерской деятельности по ограничению спама и разрабатывает собственные алгоритмы его подавления.

"Нам еще предстоит выработать единые подходы. Процедура прохождения соответствующего закона может занять от года до двух. Пусть люди, которые занимаются этим бизнесом, подумают и предложат, какие механизмы борьбы мы можем задействовать. Мы обратились за советом в АДЭ и в создающуюся ассоциацию "Антиспам", - говорит Андрей Коротков.

КАК ЗАММИНИСТРА СО СПАМОМ БОРОЛСЯ: Рассказывает первый замминистра связи Андрей Коротков: "Я и сам стал жертвой спама. Адрес моей электронной почты, указанный на служебном сервере Минсвязи, попал в спамерскую базу данных, и меня начали забрасывать сообщениями. Особенно активно выступал Центр американского английского - слали почту разных видов под разными заголовками с разных адресов. Они умело маскируются - нужно потратить много времени, чтобы поймать их за руку. Попытка "отписаться" от их рассылки успехом не увенчалась - после этого сообщения стали персональными. Я обратился за советом к специалистам, и компания Golden Telecom организовала дозвон по всем номерам Центра американского английского - они звонят каждые 10 секунд и при снятии трубки прокручивают им мое обращение с настоятельной рекомендацией пересмотреть методы работы. Думаю, что несколько дней им будет очень неспокойно работать. Это лишь одна из возможных мер противодействия, у нас есть еще десяток идей на тему, как можно вполне легально поставить на место наиболее "доставучих" спамеров".