Игорь ЦукановОлег ГавришВедомости
31.08.2004

Генпрокуратура Украины не желает мириться с покупкой компанией МТС украинского сотового оператора UMC. На днях прокуратура обратилась в Конституционный суд с просьбой истолковать одну из статей госпрограммы приватизации на 2000-2002 гг., которая, как раньше настаивали прокуроры, была нарушена “Укртелекомом”, продавшим свои акции UMC “Мобильным ТелеСистемам”.

В июне украинская Генпрокуратура настаивала на том, что, продав контрольный пакет UMC, правительство Украины и “Укртелеком” нарушили украинский закон о госпрограмме приватизации, запрещавший отчуждать имущество балансовой стоимостью более 14 000 евро. Если бы суд внял доводам прокуроров, сделка могла бы оказаться расторгнутой и МТС понесла бы немалые потери: суммарные инвестиции российского оператора в UMC только за первый год работы на Украине составили $173,6 млн. Решение Хозяйственного суда Киева подтвердило законность действий продавцов, но не убедило в этом прокуратуру: ее представители заявили о намерении оспорить судебное решение.

Однако на поверку действия Генпрокуратуры оказались более мягкими. Вместо апелляции прокуроры обратились в Конституционный суд Украины с просьбой дать официальное толкование той статье государственной программы приватизации, которую якобы нарушило правительство, допустив продажу UMC. Представление с такой просьбой, по словам начальника пресс-службы прокуратуры Сергея Руденко, было направлено в Конституционный суд генпрокурором Украины Геннадием Васильевым 26 августа.

Как рассказал “Ведомостям” Сергей Руденко, Хозяйственный суд Киева счел, что запрет на отчуждение имущества стоимостью более 14 000 евро не касается “Укртелекома”, поскольку 51% плюс одна акция украинского монополиста закреплены в госсобственности не в соответствии с госпрограммой приватизации на 2000-2002 гг., а согласно специальному закону “Об особенностях приватизации “Укртелекома”. Генпрокуратура же по-прежнему убеждена в незаконности продажи контрольного пакета UMC, заявил Руденко. Чтобы разобраться в деле, прокуратура и обратилась в Конституционный суд. “После получения решения Конституционного суда мы будем определять свои дальнейшие шаги”, — говорит Сергей Руденко.

Украинские власти приветствуют решение прокуратуры проконсультироваться в Конституционном суде, прежде чем продолжать судиться. “В Конституционном суде дадут окончательный и наиболее объективный ответ, — уверен представитель пресс-службы Министерства транспорта и связи Украины. — И тогда ситуация вокруг продажи UMC не будет подвешена в воздухе”.

В беспристрастность Конституционного суда верят и в МТС. “Сделка по приобретению акций UMC была совершена в полном соответствии с законом, что было отражено в решении Хозяйственного суда Киева, — говорит директор МТС по внешним связям Андрей Брагинский. — Мы рассчитываем, что и Конституционный суд подтвердит правоту нашей позиции”.

Впрочем, аналитики не столь уверены в том, что дело UMC близко к завершению. “Большинство инвесторов считают, что вопрос с UMC уже закрыт, хотя у прокуратуры по-прежнему остается возможность подать апелляцию”, — предупреждает старший аналитик Brunswick UBS Владимир Постоловский. Еще более категоричен аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Яковицкий: до тех пор пока в “украинском деле” не будет поставлена последняя точка, оно неизбежно будет оставаться фактором риска для МТС, говорит он.

“С начала 2004 г. акции МТС подорожали на NYSE примерно на 47%. При таких темпах роста любая, пусть даже не самая значительная негативная новость способна уронить рынок очень заметно”, — рассуждает Яковицкий. А эксперт украинской консалтинговой компании Mainstream Consulting Владимир Кудас не исключает, что целью непрекращающихся разбирательств вокруг продажи UMC может являться временная приостановка инвестиций МТС в сотовый рынок Украины. Такой поворот дел мог бы оказаться на руку другим игрокам украинского рынка

Впрочем, вчерашняя новость не сказалась на котировках МТС — ADR на акции компании, торгующиеся на Нью-йоркской фондовой бирже по состоянию на 22:00 подешевели лишь на 0,.22% на фоне общего падения рынка.

В начале 2003 г. МТС приобрела у национального телекоммуникационного оператора “Укртелеком” 51% акций “Украинской мобильной связи” (UMC) за $171,8 млн. В июне 2004 г. Генпрокуратура Украины подала в Высший хозяйственный суд иск к украинскому правительству, “Укртелекому”, МТС, а также к бывшему акционеру UMC – голландскому филиалу Deutsche Telekom, требуя признать продажу 51% акций UMC незаконной. Однако 12 августа 2004 г. суд отказал прокуратуре в удовлетворении иска. На начало августа 2004 г. количество абонентов МТС составляло 24,9 млн человек, в том числе на Украине – более 4,9 млн.