Александр Янкевич
© ComNews
05.04.2002

Ловля клиентов "на дурачка" стала привычным делом для многих фирм, работающих на высокотехнологичном телекоммуникационном рынке. Потенциальные заказчики уже привыкли к тому, что в рекламе они видят одно, а на деле получают совсем другое.

Так, операторские компании до совершенства отработали технологию "снижения" тарифов, которая заключается в исключении из стоимости услуг НДС и налога с продаж. Конечно, они оповещают о том, что к их расценкам нужно в уме прибавлять еще минимум 20%, однако обычно эта информация расположена в самой нижней части прайс-листа. Продавцы телекоммуникационных услуг хорошо изучили нюансы покупательской психологии - обращать внимание только на верхние и крупные цифры.

Такой способ подачи информации широко практикуют даже те компании, которые активно работают с физическими лицами - притом, что "частников" совершенно не интересует особенности национального налогообложения, а только та сумма, которую придется выложить из собственного кошелька. Например, "Северо-Западный GSM" не включал НДС в цены на услуги в течение целых 7 лет. Компания, к ее чести, все же изменила порядок представления цен, но только в конце 2001 года, когда на рынок вышел второй GSM-оператор - ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (последний, кстати говоря, тоже - видимо из уважения местных традиций - не стал обнародовать "полные" цены). Тем не менее, до сих пор некоторые расценки на дополнительные услуги "Северо-Западного GSM", указаны без учета налоговых надбавок.

Цены без НДС вводят в заблуждение не только абонентов, но, похоже, и различные службы самих операторов. Например, недавно на сайте ОАО "Мобильные ТелеСистемы" промелькнуло сообщение о том, что снизились цены на мобильные телефоны в фирменных центрах МТС: например Nokia 8310 стала вдруг стоить $283 вместо привычных $350. Журналисты ComNews.ru выяснили причину "скидок" - оказалось, что из цен просто исключили НДС.

Чаще всего недобросовестные способы заманивания клиентов используют Интернет-провайдеры. Наиболее распространенный прием - завышение технических характеристик, как-то: количество входящих линий и емкость внешних каналов Интернет. По данным ComNews.ru у одного из петербургских провайдеров, который хвастает наличием 1000 модемных линий, их всего 30!

Также провайдеры любят "игры в карты и цены". Поэтому, покупая месячную Интернет-карту не всегда можно рассчитывать, что попользоваться ею удастся в течение 30 календарных дней. Вполне возможно, что срок действия карты истечет в конце текущего месяца, даже если до этого осталось дней десять.

Многие провайдеры предлагают коммутируемый доступ в Интернет по смешным ценам - 8-10 руб. за час. Обольщаться не стоит. А лучше приготовиться к тому, что компания заставит выкупить часы доступа на сумму, превышающую тысячу рублей, и использовать их в течение очень ограниченного времени.

Корпоративным клиентам следует быть осторожными, когда они видят заманчивые цены на услуги выделенного подключения. И не надо удивляться, если в базовые расценки не включена стоимость оборудования, а 1 Гигабайт трафика стоит дороже самого подключения.

У пейджинговых операторов возможностей хитрить меньше. Но они тоже есть. Самые ходовые приемы: низкий тариф, подрастающий через пару месяцев, и тариф с "неограниченной" возможностью отправки сообщений, который на трехсотом сообщении вдруг становится ограниченным.

Великий комбинатор Остап Бендер знал всего 400 сравнительно честных способов отъема денег. Сразу видно, что он не жил в наше время и не был связистом.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты