Леонид Коник
© ComNews
11.11.2002






Десять лет назад развалился Советский Союз. Десять лет спустя российские сотовые операторы взялись за его восстановление. Не успев достроить сети в пределах России, они устремились на просторы бывшего СССР, который теперь называется на одну букву короче — СНГ.

Последний и, пожалуй, наиболее яркий пример экспансии россиян на рынки стран СНГ — объявленная 5 ноября «Мобильными ТелеСистемами» (МТС) сделка, результатом которой станет приобретение 100%-ной доли одного из двух крупнейших сотовых операторов Украины — СП «Украïнський Мобiльний Зв’язок Лтд.», она же «Украинская мобильная связь», она же Ukrainian Mobile Communications, она же UMC (хочется продолжить словами Глеба Жеглова «она же Элла Кацнельбоген»).

Покупка произойдет в два приема. Первый, который должен завершиться до конца 2002 года, предполагает покупку «Мобильными ТелеСистемами» 57,67% акций UMC за $194,2 млн. Продавцами выступят три из четырех сегодняшних совладельцев «Украинской мобильной» — ОАО «Укртелеком» (оно продаст 25% акций из принадлежащих ему 51%), немецкая Deutsche Telekom AG (16,33%) и нидерландская KPN Telecom B.V. (16,33%).

На втором этапе МТС докупит оставшиеся 42,33% UMC у «Укртелекома» (26%) и четвертого совладельца — датской фирмы TeleDanmark (TDC) Mobile International A/S (16,33%). Вторая порция UMC обойдется МТС как минимум в $142,6. «Как минимум» потому, что TDC обозначила лишь нижнюю границу продажной цены своего пакета — $55 млн, и вполне может начать игру на повышение. Второй этап стартует в первой половине 2003 года, а его последним возможным днем является 5 ноября 2005 года. Однако есть все основания ожидать, что МТС не будет ждать несколько лет и постарается проглотить UMC полностью уже в следующем году.

Если все пройдет, как запланировала МТС — учредители UMC быстро и без боя расстанутся со своими долями, антимонопольные органы Украины одобрят сделку, а TDC не заломит за свои 16,33% несусветную цену, — то покупка СП «Украïнський Мобiльний Зв’язок Лтд.» обойдется российскому оператору не менее чем в $336,8 млн (или по $3,37 млн за 1%). И это еще не считая гарантий по кредитам учредителей UMC на общую сумму $58,1 млн, которые МТС возьмет на себя.

За что же МТС отдает сотни миллионов долларов? Видимо, игра стоит свеч. Сегодня UMC обслуживает более 1,5 млн абонентов, контролируя 46% украинского рынка услуг мобильной связи. В 2001 году оборот UMC составил $216 млн (это ¼ оборота МТС за тот же период), а чистая прибыль достигла $44 млн. За 9 месяцев 2002 года UMC зафиксировала оборот на уровне $211,4 млн, а чистую прибыль — $44,5 млн. Поэтому поглощение UMC позволит МТС на 25% увеличить как свои финансовые показатели, так и величину абонентской базы. Если консолидировать количество активных абонентов МТС и UMC сегодня, их совокупная абонентская база составит 7,2 млн человек.

МТС — не первая российская структура, появившаяся на рынке сотовой связи Украины. Буквально месяцем ранее фирма «Альфа Эко Телеком» купила контрольный пакет (50,1% акций) украинской компании «Сторм», которой, в свою очередь, принадлежит 40,1% крупнейшего на Украине GSM-оператора «Киевстар» (он контролирует 50% рынка мобильной связи). Кроме того, долю в «Киевстаре» имеет норвежский концерн Telenor. И «Альфа Эко», и Telenor являются ключевыми акционерами российского сотового оператора «ВымпелКом» (марка «БиЛайн»), поэтому рано или поздно «Киевстар» и «ВымпелКом» воссоединятся, как Украина с Россией.

После появления на Украине МТС и, косвенно, «ВымпелКома» аналитики гурьбой бросились искать невесту для третьего национального российского GSM-оператора — ОАО «МегаФон». Последний, правда, открещивается от женитьбы и лопочет, что хочет, дескать, сначала пожениться на всей России, но его никто не слушает. Для сватовства на Украине остаются еще два GSM-игрока: Golden Telecom Ukraine и «Украинские радиосистемы» (торговая марка WellCOM). Невесты, прямо скажем, незавидные. Если «Киевстар» и UMC работают по всей Украине и в совмещенном стандарте GSM-900/1800, то Golden Telecom Ukraine использует только GSM-1800 и лишь в Киеве с Одессой, а WellCOM довольствуется однополосной сетью GSM-900 в одном Киеве. Количество абонентов этих операторов говорит само за себя: у Golden Telecom их 43 тыс. человек, у WellCOM — 36 тыс. человек (у «Киевстара» и UMC 1,7 млн и 1,5 млн соответственно).
Кроме того, у Golden Telecom Ukraine проблемы с родителями: ее владельцем является американская фирма Golden Telecom Inc., за которой стоит российская «Альфа-групп» (в которую входит и «Альфа Эко Телеком»). Вряд ли «Альфа» допустит конкурента на свою поляну.
Так что на выданье остается только WellCOM. С родителями и у него проблемы, но эти проблемы на руку потенциальному покупателю. Акционеры WellCOM — южнокорейская Daewoo и несколько украинских фирм — уже несколько лет отчаянно судятся друг с другом. Поэтому если «МегаФон» сменит гнев на милость, то тоже сможет обзавестись украинской невестой.

Украина — не первая точка приложения сил (и денег) российских сотовых операторов. Пионером в воссоздании «сотового СССР» стал «МегаФон» (тогда — еще «Северо-Западный GSM»). В сентябре 2001 года Министерство связи Таджикистана выдало операторскую лицензию GSM-900/1800 компании ТТ-Mobile, 75% акций которой принадлежало «Северо-Западному GSM» (25% акций находится в руках местной монополии «Таджиктелеком»). Не прошло и четырех месяцев, как TT-Mobile начала предоставление услуг, действуя под маркой «Мобильные линии Таджикистана».

МТС еще до покупки UMC сделала ставку на европейское направление, стремясь покрыть территорию, которая отделяет Россию от стран Европы. В 2001 году совместное ООО «Мобильные ТелеСистемы», в котором МТС принадлежит 49%, получило GSM-лицензию на всю территорию Белоруссии. МТС обошла тогда «Альфа Эко Телеком», которая также участвовала в этом тендере. Республика Беларусь — единственная территория, где МТС согласилась работать, не имея контрольного пакета (51% СООО «Мобильные ТелеСистемы» находится в собственности белорусского унитарного предприятия «Междугородная связь»), но у товарища Лукашенко не забалуешь. В июне 2002 года сеть МТС в Белоруссии начала работу.

Таджикистаном, Белоруссией и Украиной дело явно не завершится. На очереди — прорыв МТС в Молдавию, где ее коллега по холдингу «Система Телеком» — «Московская городская телефонная сеть» (МГТС) — осталась единственным кандидатом на приватизацию местной монополии «Молдтелеком». Чтобы повысить инвестиционную привлекательность «Молдтелекома», в июне 2002 года правительство Молдавии пообещало выдать ему третью GSM-лицензию (первые две уже освоены французским Voxtel и компанией Moldcell, принадлежащей финско-турецкому холдингу Fintur Holding B.V.). Кому как не МТС перехватить у МГТС GSM-лицензию на Молдавию.

Кстати, именно Молдавия имела все шансы стать первой страной в «сотовом СССР»: в 1999 году совместное предприятие Elwicom, учредителями которого были «Вымпелком» и молдавская фирма Tercomservice, претендовало на GSM-лицензию в Молдавии. Однако в том конкурсе Elwicom проиграл — его обошел Moldcell.

Впереди у российских сотовых операторов — Грузия, Армения и Азербайджан, а также бывшие республики Средней Азии. Появление в них россиян более чем реально, ведь сегодняшние иностранные инвесторы сотовых компаний в этих государствах в большинстве своем переживают не лучшие времена. Например, в Узбекистане услуги в стандарте GSM предоставляет компания «Коском», 51% акций которой принадлежит американской корпорации MCT Corp. (торговая марка «Индиго»). После потери ключевого актива в виде субхолдинга RTDC проект «Индиго» в России потерпел крушение, и MCT ничего не остается, как распродавать оставшиеся активы. Поэтому вход в Узбекистан для любого из российских сотовых игроков открыт.

Хотя в полном объеме воссоздать СССР, пусть хоть в сотовом варианте, российским операторам не удастся: Литва, Латвия и Эстония им не по зубам. В этих трех государствах Балтии сильны позиции скандинавских операторов (прежде всего Telia, Sonera и Tele2), и на кривой козе их не объедешь.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты