Леонид Коник
© ComNews
18.11.2002






В прошедшую пятницу министр связи Леонид Рейман провел в Москве пресс-конференцию, одной из главных тем которой был федеральный закон "Об изменениях и дополнениях в закон "О связи".

Проект этого закона уже внесен в Госдуму. Дата рассмотрения пока не определена, но ожидается, что первое чтение состоится еще в ноябре. "Без существенных изменений в действующий закон "О связи" невозможно преодоление тех проблем, которые наблюдаются в отрасли, - заявил Леонид Рейман. - Сейчас в России уже более 6500 операторов связи, и одно лишь взаимодействие между ними порождает массу вопросов. Например, у операторов много претензий друг к другу по пропуску трафика. Недостатки ценового регулирования также сдерживают развитие рынка".

Кроме этого, Леонид Рейман отметил: "Плохо, что в отрасли отсутствует механизм универсальной услуги, хотя он действует в большинстве стран мира". Министр не удержался и добавил: "Фонд универсальной услуги есть даже в Марокко, с министром связи которого у меня недавно была встреча. Деньги из этого фонда на конкурсной основе распределяются между всеми операторами, и в итоге вся территория Марокко охвачена связью".
В России до сих пор понятие "универсальная услуга" отсутствует во всех законах. Зато в проекте закона "Об изменениях и дополнениях в закон "О связи" ему посвящена отдельная глава.

Универсальными окрестили те услуги связи, которые должны оказываться по доступным ценам любому пользователю на всей территории страны. По сути, универсальная услуга является "поправкой" к рыночной экономике. Очевидно, что коммерческие операторы никогда не ввяжутся в заведомо убыточный проект. Для России это, в частности, означает, что 54 000 нетелефонизированных населенных пунктов останутся без связи навсегда. Поэтому государство, которое выполняет и социальную функцию, определяет перечень универсальных услуг, выбирает для их оказания операторов и, главное, находит источник компенсации им убытков от предоставления универсальных (читай, убыточных) услуг. Источником компенсации является фонд универсальной услуги, отчисления в который производят все без исключения операторы связи, действующие в стране.

В России до сих пор социальную нагрузку несут полугосударственные ОАО "Электросвязь", входящие в холдинг "Связьинвест". Но еще чуть-чуть, и "электросвязям" будет не из чего финансировать социальные проекты, и похоже, что российские телекоммуникационные чиновники это осознали. Видимо, этим и объясняется особый акцент, который они делают на универсальной услуге. Финансирование убыточных (и при этом социально значимых) телекоммуникационных проектов (например, сельской связи) организуется в России благодаря перекрестному субсидированию: помимо части услуг, продаваемых ниже себестоимости, есть и другая часть, которая продается по завышенным тарифам. К последним относится, прежде всего, междугородная и международная телефонная связь, но именно это кошелек с каждым днем пустеет.

Собственные абоненты "электросвязей" все больше пользуются для звонков "по межгороду" и за рубеж телефонными картами альтернативных операторов. Они предлагают не в пример более низкие тарифы, высокое качество связи и избавляют от проблем оплаты счетов (которые к тому же имеют свойство не доходить до абонента). Сегодня в Петербурге и Москве по телефонным картам альтернативных операторов ежемесячно проходят десятки миллионов минут дальнего трафика. Потеря каждого миллиона минут означает для любой "электросвязи" "недостачу" в $200-250 тыс. То есть финансовые потери полугосударственных телефонных компаний только в Москве и Петербурге составляют несколько миллионов долларов каждый месяц, и эта сумма постоянно увеличивается.

До некоторых пор в России существовал еще один механизм перекрестного субсидирования - монопольный пропуск междугородного и международного трафика альтернативных операторов "Ростелекомом". Если строго следовать стандартным  условиям операторских лицензий, каждый оператор обязан "отдать" весь свой дальний трафик "Ростелекому", который имеет исключительное право передавать его между городами страны или за рубеж. (Исключение составляли лишь выделенные сети (не имеющие стыков с сетями связи общего пользования), но они практически сошли на нет). Пользуясь положением монополиста, "Ростелеком" вздувал цены за пропуск трафика, и операторы сообща плюнули на условия лицензий. Сегодня едва ли не весь объем дальнего (и в особенности - международного) трафика российских коммерческих операторов идет в обход каналов "Ростелекома". Крупнейшей "перевалочной базой" серого трафика является Петербург, который до смешного близко отстоит от границы с Финляндией. На финляндской границе буквально толпятся финские операторы (некоторые из них имеют русские корни), которые предлагают тарифы на пропуск международного трафика в 5-8 раз ниже, чем "Ростелеком". А аренда выделенного канала Петербург-Финляндия для перекачки трафика скоро будет стоить дешевле сотового телефона.

Если вспомнить еще, что через 6 лет после вступления России в ВТО произойдет либерализация рынка междугородной и международной связи, то становится окончательно ясно, что без введения универсальных услуг телекоммуникации в России будут развиваться лишь в отдельных регионах и городах.

Проект закона "Об изменениях и дополнениях в закон "О связи" говорит, что перечень универсальных услуг связи утверждается правительством РФ. На первом этапе чиновники хотят включить в этот перечень два сервиса: услуги телефонной связи, оказываемые в пунктах коллективного пользования, и услуги доступа в Интернет в пунктах коллективного пользования. Правда, если вспомнить о 54 000 населенных пунктов, в которых нет ни одного телефона или таксофона, это не так уж мало. В дальнейшем перечень будет пополняться и другими услугами (вплоть до установки домашнего телефона).

Покрытие убытков от оказания этих услуг будет идти "всем миром": каждый из операторов, действующих на сети связи общего пользования (то есть фиксированные и сотовые операторы, канальные и Интернет-провайдеры), будет отчислять на это определенный процент от оборота. Изначальную идею установить фиксированную ставку Минфин счет неправильной: коль скоро перечень универсальных услуг регулярно меняется, то и процент отчислений на них должен устанавливаться каждый раз по-новому. Кроме того, по мере развития инфраструктуры убытки от предоставления некоторых универсальных услуг могут уменьшаться. В мире предельный размер отчислений составляет 2-3% оборота операторов. Утешением для российских телекоммуникационных компаний является то, что эти отчисления можно будет относить на себестоимость (об этом говорит Налоговый кодекс РФ, п. 46, ст. 264, гл. 25).

Если раньше в Минсвязи говорили о фонде универсальной услуги, то сейчас речь ведется о создании резерва. Разница в том, что резерв - это счет в казначействе, тогда как фонд представляет из себя самостоятельную (то есть менее подконтрольную государству) структуру. Кто будет управлять резервом и распределять из него средства, пока неясно. Этот вопрос также относится к компетенции правительства, но наиболее вероятной комбинацией является Минфин+Минсвязи.

Не менее интересно, кто будет получать деньги из резерва универсальной услуги. По замыслу Минсвязи, операторы универсального обслуживания (те, кто берет на себя универсальные услуги) должны определяться на конкурсе. Основным критерием выявления победителя является минимальная сумма компенсации, требуемая оператором за выполнение обязательств по оказанию универсальных услуг связи. В случае отсутствия заявок на участие в конкурсе оператор универсального обслуживания будет назначаться правительством принудительно.

Все эти инициативы серьезно изменят ситуацию на рынке. Но говорить о них имеет смысл лишь в том случае, если проект закона "Об изменениях и дополнениях в закон "О связи" будет рассмотрен Госдумой в трех чтениях, а не затеряется в ворохе других законопроектов.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты