ЕЛЕНА КУДРЯШОВА
© ComNews
22.03.2011

Оператор экспресс-доставки "EMS Почта России" в 2010 г. увеличил доходы на 44% до 2,6 млрд руб. За год компания доставила 4,8 млн отправлений, в том числе 81% - внутри страны. По оценкам оператора, его доля на внутрироссийском рынке составила 20%.

Как сообщила пресс-служба компании, объем продаж российских отправлений за год вырос на 40%, а количество входящей международной почты - на 52%. По оценкам оператора, доля "EMS Почты России" на внутрироссийском рынке экспресс-доставки увеличилась с 16% до 20%.

Наибольший рост продаж зафиксирован в Челябинской области (393%) и Удмуртии (349%), в Томской и Волгоградской областях (на 243% и 232% соответственно), а также в Приморском крае, где рост составил 182% по сравнению с прошлым годом. Роста продаж в 2010 г. удалось достичь как за счет увеличения числа активных клиентов - юридических лиц, так и объемов отправлений существующими клиентами. Как утверждает PR-менеджер компании Ольга Дюкова, EMS занимает лидирующее место среди клиентов - физических лиц, которые все больше активизируются. В структуре продаж EMS корпоративные клиенты по-прежнему составляют основную долю - более 60%.

По оценкам "EMS Почты России", число EMS-отправлений дистанционной  торговли в России выросло в 4,5 раза по сравнению с 2009 г. и составило более 343 тыс. штук. "Рост внутрироссийских объемов, в частности, связан с развитием  доступа в Интернет в российских регионах и возрастающей опытностью пользователей. Наибольший потенциал роста в следующие 3-5 лет прогнозируется в крупных региональных центрах, - отмечает Ольга Дюкова. - Мы работаем с интернет-магазинами с 2007 г. и  за прошедшее время увеличили оборот этого сегмента в пять раз. Доля EMS-отправлений дистанционной торговли среди корпоративных клиентов составляет около 20%".

Большое влияние на рынок  международных отправлений оказали  изменения в таможенном законодательстве. Как ранее сообщал ComNews, в августе 2010 г. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) и Федеральная таможенная служба (ФСТ) подписали приказ, согласно которому количество мест международного почтового обмена (ММПО) должно быть увеличено. Вместо 12 ММПО, работавших ранее, будет открыто 24. В октябре 2010 г. в Федеральном агентстве связи (Россвязь) была создана рабочая группа, которая занимается разработкой и реализацией планов развития системы международного почтового обмена. По итогам 2010 г. доля входящих международных отправлений в объемах "EMS Почты России" составила 19%.

По оценкам EMS, объем российского рынка экспресс-доставки составил в прошедшем году 12-15 млрд руб. Более 80% рынка занимает "шестерка" крупнейших операторов - DHL, EMS, TNT, UPS, Ponyexpress и СПСР. "На данный момент не существует единой согласованной и объективной методики оценки рынка экспресс-доставки, - говорит директор по маркетингу DHL Express в России Елена Емельянова. - Поскольку оценивать его можно по нескольким различным показателям, к примеру, по выручке, количеству грузов и их характеру, клиентам и прочему". По ее словам, на российском рынке присутствуют как международные компании, так называемые игроки "большой четверки", осуществляющие международную доставку и доставку по России, так и российские операторы экспресс-доставки, которые работают внутри страны.

По мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, в целом рынок (международный и внутренний сегменты) можно оценить в $1 млрд. "На долю 10 крупнейших игроков, по разным подсчетам, приходится около 70-80% рынка. Остальную его часть делит между собой большое количество сравнительно мелких по масштабам бизнеса компаний, - рассуждает он. - Кризис оказал заметное негативное влияние на развитие рынка. По различным экспертным оценкам, в 2009 г. объем рынка снизился на 10-15%. В 2010 г. на фоне общего улучшения макроэкономической конъюнктуры и роста деловой активности ситуация на рынке экспресс-доставки в значительной степени стабилизировалась. Согласно различным предварительным оценкам, объем рынка вырос на 15-20%. На сегодняшний день наибольшая доля рынка приходится на корпоративный сегмент - около 70%. В основном это деловой документооборот. Вместе с тем, мы полагаем, что в перспективе рынок будет развиваться в направлении увеличения доли сегмента B2C".