ДАРЬЯ ЛЮТЦАУ
© ComNews
17.10.2011


17.10_1

"Почта России" не в состоянии профинансировать программу модернизации целиком, признал замгендиректора предприятия Денис Чуйко: собственные средства "Почты" составляют не больше половины от требуемых объемов. Предприятие рассматривает три варианта выхода из затруднительного положения: субсидирование модернизации из бюджета, акционирование с целью привлечения инвестиций или закрытие 15 тыс. из 42 тыс. почтовых отделений в целях экономии. В модернизацию инфраструктуры "Почта России" в 2012 г. вложит не менее 20 млрд руб.

"Несмотря на то что в рейтинге доверия и узнаваемости предприятий России "Почта России" находится на первом месте, тем не менее, состояние предприятие не лучшее, и совершенно понятно, что рейтинг этот частично наследие прошлого, частично некий аванс. Если ситуация не будет меняться и меняться быстрее, чем сейчас, мы думаем, что "Почта России" не сможет оставаться на первом месте по доверию населения", - заявил заместитель генерального директора ФГУП "Почта России" Денис Чуйко на заседании в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ в пятницу, 14 октября.

По данным предприятия, нагрузка на "Почту России" постоянно растет. Количество писем и корреспонденции за 2011 г. увеличилось на 4%, посылок - на 11%. Бурными темпами растут такие виды почтовых отправлений, как международные посылки и международные мелкие пакеты, флэп-корреспонденция – то есть такие виды корреспонденции, которые требуют дополнительных усилий при их обработке. При этом предприятие располагает 42 тыс. почтовых отделений по стране и является крупнейшим работодателем со штатом в 400 тыс. человек.

Основные проблемы "Почты России", по словам Чуйко, - это падение качества предоставляемых услуг, отсутствие технологических возможностей, высокий износ мощностей и низкий уровень автоматизации. Одновременно с этим, несмотря на излишнее количество персонала, производительность труда недостаточная, а на оплату труда уходит более 60% выручки. Техническое состояние оборудования не соответствует современным требованиям. Что касается IT-структуры, то по сравнению с почтовыми службами развитых стран уровень автоматизации "Почты России" отстает в 5-10 раз. Потребности у компании огромные, но самые крупные инвестиции уходят на поддержание логистики и ремонт почтовых отделений, а их меньшая часть - на IT-инфраструктуру, из-за чего та находится в тяжелом состоянии.

"У нас функционируют два автоматизированных сортировочных центра (АСЦ) в Москве и Петербурге - при их создании было допущено много ошибок, - признался Денис Чуйко. - Консультанты не предполагали столь бурного роста отправлений, таких как заказная и флеп-корреспонденция, и нагрузка оказалась в несколько раз выше запланированной. Будет произведена доукомплектация с последущим выходом на плановые показатели, что произойдет ориентировочно в феврале. Ведутся работы по АСЦ в Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. Потихоньку мы готовимся к третьей очереди построения АСЦ на Урале и Дальнем Востоке, но возможности предприятия ограничены, и мы не сможем выполнить весь объем только нашими средствами".

Как сообщил замгендиректора "Почты России", модернизация всей инфраструктуры предприятия, проведение каналов связи во все отделения, мониторинг качества отправления и прохождения почты, расширение функционала почтовых отделений возможны только при серьезном развитии IT-структуры предприятия. Достичь уровня западных почт по IT-обеспечению силами самого предприятия сложно. В случае если нагрузка будет повышаться, а модернизация - отставать, в компании прогнозируют, что операционные доходы упадут, чистая прибыль станет отрицательной, а заработная плата работников составит всего лишь 60% от средней заработной платы.

"Вряд ли можно говорить о том, что "Почта России" модернизируется с целью повышения инвестиционной привлекательности, - считает начальник аналитического управления ИФ "Олма" Дмитрий Парфенов. - Речь идет об улучшении показателей работы. Отрасль до этого слабо развивалась, но в последние несколько лет активизировалась. Скорее всего, после акционирования предприятие еще некоторое время будет стопроцентно принадлежать государству. Полагаю, что постепенная приватизация предприятия начнется не раньше чем через два-пять лет" (см. новость ComNews от 21 сентября 2011 г.).

В мае 2011 г. представители "Почты России" заявили о ее возможном акционировании в 2013 г. (см. новость ComNews от 16 мая 2011 г.). По словам генерального директора предприятия Александра Киселева, более 90% объектов почтовой инфраструктуры, которые находятся на балансе предприятия и закреплены за ним в установленном порядке, уже прошли учет в реестре федерального имущества. "К концу года этот процесс будет закончен, и это даст предпосылки к успешному акционированию предприятия в дальнейшем. Какое-то время 100%-ным акционером "Почты России" будет оставаться государство", - сказал он.

Замглавы Минкомсвязи Наум Мардер, комментируя выступление Дениса Чуйко, отметил: "Новый закон относительно почты в ближайшее время должен быть принят, но ясно, что убыточное предприятие покупать никто не будет. Второй аспект - нельзя все перекладывать на государство. При этом неправильно сокращать число почтовых отделений, равняясь на какие-то международные критерии, поскольку для России "Почта" - одна из государствообразующих структур, которая выполняет множество функций, нежели только функции доставки почты. Задача "Почты России" - превратить почтовое отделение в многофункциональное отделение, где можно получить весь спектр услуг, в том числе и государственные услуги. В этом направлении "Почта" мало задумывается, и путь избирается слишком прямолинейный. Для России требуется более сложное и неординарное решение".