ЛЕОНИД КОНИК, СOMNEWS
17.03.2011


Николай Тамодин, генеральный директор ОАО "Воентелеком" и ОАО "Основа Телеком"
Николай Тамодин, генеральный директор ОАО "Воентелеком" и ОАО "Основа Телеком"

- Каковы результаты "Воентелекома" на сегодня?

- Прежде чем говорить о цифрах, хочу остановиться на вещах простых, но при этом показательных, знаковых. Когда в январе 2010 г. я пришел в "Воентелеком", с удивлением узнал, что в компании практически не пользуются электронной почтой. Теперь большинство сотрудников заходит в почту с телефона. Это маленькое техническое нововведение заставило штат "мобилизоваться", поменять привычный уклад, позволило задавать вопросы, ответы на которые часто сразу и не найти. Одновременно ликвидировалась опасность в задавании таких вопросов.

Мы изменили структуру компании, сделали ее по функциональному принципу - ориентированной на решение задач. Сложилась новая команда. Не буду скрывать: не все прежние сотрудники вписались в новый формат. При этом с января 2010 г. штат компании вырос на 250 человек и сейчас превышает 600 человек.

По итогам 2010 г. объем реализуемых контрактов превысил 7,5 млрд. рублей. В 2009 г. этот показатель составлял менее 1 млрд. рублей, но сравнивать две цифры "в лоб" неправильно: "Воентелеком" сегодня - иная компания, нежели год назад, с новыми направлениями деятельности, стратегией развития, претворяемыми в жизнь командой профессионалов.

- Утвержден ли бюджет компании на 2011 год, и в чем его ключевые отличия от бюджета-2010?

- Бюджет на 2011 г. проходит финальное утверждение. Это связано с тем, что у нас имеется ряд контрактов с Минобороны, которые заканчиваются в 2011 г. и факт их исполнения во многом становится основой планов на следующий год. Пока могу сказать, что оборот "Воентелекома" в 2011 г. планируется увеличить, по сравнению с 2010 г.

- Какая доля в выручке компании приходится на структуры Минобороны?

- 90% - Минобороны, оставшиеся 10% - услуги по расчету электромагнитной совместимости (ЭМС) и операторская деятельность (в пропорции 50/50). К слову, мы обслуживаем более 120 тысяч единиц техники связи и автоматизации Минобороны. Кроме того, мы обеспечиваем работоспособность компьютерных классов, устанавливаем антивирусное ПО и т.д. в 73-х военных вузах. Проект стартовал в июле, и с того момента отработано более 26 тысяч заявок пользователей. Ключевая задача тут  не быстрая починка, а постоянное выполнение комплекса профилактических работ, которые предотвращают неисправности. Иногда это набор несложных действий – допустим, раз в два месяца пылесосить сервер, - но их залог успеха – в регулярности.

- В интервью журналу "Стандарт" в июле 2010 г. вы сказали, что "Воентелеком" готов отказаться от оказания услуг по расчету ЭМС. Как обстоят дела с этими услугами, и услышано ли ваше предложение отказаться от этих услуг?

- Ситуация с расчетами ЭМС была неоднозначна в первую очередь из-за непрозрачности ценообразования и состава этой услуги. Мы весной разработали и опубликовали прайс-лист на эти услуги, "убили" субподрядные работы, открыли личные кабинеты для отслеживания прохождения заявок и жестко регламентировали сроки их исполнения 25-ю рабочими днями. Занимается этим специальное подразделение компании, а не набор сомнительных подрядчиков. Рынок отозвался: операторы по своей инициативе начали присылать заявки на расчет ЭМС. Жизнь показала, что это нужно. Например, "МегаФон" даже проводил тендер на оказание этих услуг в федеральном масштабе и "Воентелеком" его выиграл, поразив, как мы слышали от заказчика, низкой ценой. Конечно, сыграла роль и прозрачность, которую "Воентелеком" привнес на рынок. Прежде была мутная методика, которая строилась от бюджета заказчика, а мы написали просто: "Расчет ЭМС для одной базовой станции – Х рублей". К моему удивлению, объем услуг расчета ЭМС растет, причем в 2010 г. он превысил порог в 190 млн. рублей.

- Сохранились ли у "Воентелекома" намерения развернуть коммерческую сеть LTE?

- Такой интерес по-прежнему сохраняется. На данный момент мы сконцентрировались на испытаниях технологии. В процессе тестирования WiMAX и других видов оборудования мы уже поняли много вещей, которые нельзя делать. Например, сделан однозначный вывод, что существующие GSM-сети непригодны для того, чтобы строить поверх них LTE – эта технология принципиально иная. В LTE другой принцип радиочастотного планирования, и для ее работы требуется, как минимум, прокладывать новую магистральную инфраструктуру. Мы четко поняли, что любой оператор, строящий сеть 3G, еще долго не сможет перейти на LTE, так как ему потребуется апгрейд всего оборудования, что бы там не говорили производители о "бесшовности" перехода.

- В сентябре "Воентелеком" пригласил к участию в тестировании производителей оборудования LTE. Каковы результаты этого предложения?

- По просьбе вендоров мы продлили сроки тестирования, возникли сложности с ввозом опытных образцов на территорию страны. Сейчас эта проблема решена, не без нашего участия. На сегодня 2 вендора прошли испытания успешно и с ними мы продолжаем работу.

- Теперь абоненты "Воентелекома" могут оплачивать счета за телефон и Интернет через терминалы QIWI. В чем идея сотрудничества с QIWI, если "Воентелеком" пока не работает на массовом рынке?

- У нас 15 тысяч абонентов в военных городках. Все они имеют телефон, недавно мы их обеспечили Интернет-доступом, а в ближайшем будущем предоставим и услугу цифрового телевидения. Хотим сделать их жизнь более комфортной: чтобы они не стояли с квитанциями в очередях в Сбербанке, а по дороге с работы или в магазин могли быстро заплатить за услуги "Воентелекома" через терминал QIWI, как уже привыкли оплачивать мобильную связь.