Редколонка / декабрь 2011
Yota Inside

ДАНИЛА ШЕПОВАЛЬНИКОВ,
обозреватель журнала "Стандарт"
© ComNews
22.12.2011


Данила Шеповальников: "В год Зайца Yota, похоже, всерьез вознамерилась стать тем ушастым героем анекдота, который задирал всех в лесу до тех пор, пока не наткнулся на медведя, после чего заявил: "Ну, кто на нас с Мишей?!"
Данила Шеповальников: "В год Зайца Yota, похоже, всерьез вознамерилась стать тем ушастым героем анекдота, который задирал всех в лесу до тех пор, пока не наткнулся на медведя, после чего заявил: "Ну, кто на нас с Мишей?!"

В уходящем году компания "Скартел" (бренд Yota), бесспорно, заслужила титул одного из главных ньюсмейкеров отечественного телекома. Ее кипучая деятельность с привкусом перца может служить примером для подражания всем участникам предвыборной гонки. Со стороны все это выглядело так, будто в России есть только один сторонник технологического прогресса, а все остальные деятели рынка связи, реакционные и ленивые, преднамеренно ставят ему палки в колеса. Новый 2012 год может стать очередным бенефисом Yota, но отнюдь не из-за анонсированного тиражирования LTE-сетей: по слухам, в этом году должна, наконец, решиться судьба компании.    

Под занавес декабря Yota, несмотря на все мытарства в течение года, таки стала первым российским оператором, запустившим в эксплуатацию сеть LTE. Вопреки отечественным традициям торжество инноваций случилось не в одной из двух столиц, а в Новосибирске, что, в общем-то, не убавляет значимости этому достижению. Тем более что благодаря осеннему решению ГКРЧ Yota получила возможность продолжить свои LTE-эксперименты в следующем году и уже заявила о намерении "развернуть сети в десятках городов" (фраза, позаимствованная из лозунгов 2008 года для WiMAX-сетей). И даже вплотную подбирается к Москве, в том числе благодаря экспроприации частот "Космос-ТВ".

Но отставание России в запуске LTE от всего остального цивилизованного мира длиной в несколько лет из-за возни в песочнице, которую устроили вокруг этой технологии отечественные операторы и чиновники, слегка притупило радость общественности, уставшей ждать чуда, от новосибирского новостроя. А вполне сносное качество 3G-доступа и демократичные цены от "большой сотовой тройки" и вовсе снизили градус энтузиазма в отношении новой технологии. Поэтому внимание участников рынка переключилось на внутреннюю кухню Yota, где в этом году тоже бурлили страсти. Главный вопрос, чаще всего поднимавшийся в кулуарах: кому же, наконец, продастся эта бойкая компания?

Ответ на него должен был дать меморандум о намерениях, подписанный в марте главами "большой сотовой тройки", "Ростелекома" и Yota в присутствии премьер-министра Владимира Путина. Произошло это так внезапно, что никто из них, как показалось со стороны, даже и не понял, до чего в итоге договорились. А между тем Yota взялась к 2014 году построить LTE-инфраструктуру в 180 городах России и предоставить ее участникам соглашения для оказания услуг связи под своими брендами по модели MVNO. Ну а взамен "Ростелекому" и "большой тройке" были ненавязчиво предложены опционы на приобретение в 2014 году по 20% Yota на нос. Детали соглашения окутаны пеленой таинственности, однако, по слухам, Yota оценила себя в $1,5-2 млрд. До 1 июня стороны должны были заключить обязывающее соглашение, но так и не сделали этого, в результате чего меморандум утратил силу.

Однако в год Зайца Yota, похоже, всерьез вознамерилась стать тем ушастым героем анекдота, который задирал всех в лесу до тех пор, пока не наткнулся на медведя, после чего заявил: "Ну, кто на нас с Мишей?!". В поисках своего медведя компания в декабре подписала новое соглашение об использовании инфраструктуры "Ростелекома" и "МегаФона" для строительства сетей 4G, взамен на их доступ к LTE-сети Yota на правах виртуальных операторов.

Это соглашение немедленно породило очередной слух о скорой продаже Yota, вот только участники рынка никак не могут решить, кому же она все-таки отойдет - "Ростелекому", "МегаФону" или сразу обоим? Большинство склоняется ко второму варианту. А некоторые знатоки, особо приближенные к инсайдерам, поговаривают даже, что вопрос о продаже Yota "МегаФону" - дело решенное, причем еще до памятного мартовского меморандума, который является не более чем показным театральным представлением, а сделка затянулась из-за того, что ее многочисленные интересанты все еще договариваются о цене.

Сами фигуранты сплетни ситуацию никак не комментируют и всячески уклоняются от ее обсуждения. Однако, судя по некоторым косвенным признакам, Yota все-таки находится на пороге глобальных перемен. Иначе чем можно объяснить то, что прямо сейчас компания набирает многих сотрудников в головной офис в Петербурге лишь по срочному трудовому договору всего на три месяца? Может быть, это особенность замысловатой кадровой политики Yota, которая в этом году уже не раз удивляла (взять хотя бы вакансию надомных сотрудников call-центра). Но я корыстно надеюсь, что герой самых громких и скандальных новостей, не сходивший со страниц телеком-прессы весь год, не разочарует своих поклонников и не оставит журналистов без работы и в новом году, превратившись наконец из зайца в огнедышащего дракона.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты