Сергей Фомичев, директор по развитию бизнеса ЗАО "Мастертел"
© ComNews
05.04.2012

Федеральные операторы связи, предоставляющие услуги в различных уголках России, в отдельно взятых городах вынуждены обращаться за волокнами к местным операторам, которые в своем регионе являются крупными игроками на межоператорском рынке. С представителем одного из таких операторов Москвы встретился репортер ComNews. Директор по развитию бизнеса компании "Мастертел" Сергей Фомичев рассказал, как повлияло расширение территории Москвы на бизнес компании и что ожидает альтернативных операторов в ближайшие два года.

 - Сергей, расскажите  для начала о компании.

 - "Мастертел" существует на рынке более 10 лет и является частью многоотраслевого холдинга, деятельность которого распространяется на области девелопмента, управления недвижимостью, строительства, информационные технологии и телекоммуникации. "Мастертел" выполняет полный спектр работ от строительства каналов коммуникаций до предоставления услуг связи последнего поколения. Одним из главных преимуществ оператора является наличие сети "Мастер-Коннект".

 - В чем ее  особенность?

 - Инфраструктурная сеть "Мастер-Коннект", построенная на основе оптоволокна, охватывает более одной тысячи зданий в Москве и ближайшем Подмосковье. Это единственная сеть такого масштаба, в которой сдаются и продаются волокна в любом кабеле. Приблизительно 160 операторов используют "Мастер-Коннект" в качестве магистрали для построения сетей.

Мы единственные в Москве, кто построил сеть такого масштаба по специально разработанному проекту. Это МКАД, Садовое кольцо, Четвертое кольцо и все основные автомагистрали. То есть, мы строили сеть, к которой потом уже подключались клиенты, а не проводили каналы до появившегося клиента, затем до другого и так далее. Многие операторы Московского региона, в том числе и крупные, строили сети по принципу появления новых клиентов.

- Какова емкость  вашей сети? В Москве сосредоточено  больше всего операторов. Хватит  ли вашей сети на всех?

- Емкость волокон в магистралях сети "Мастер-Коннект»" - 264 волокна. Я считаю, что нам этого хватит еще на несколько лет, а в случаях дефицита волокон в какой-либо из магистралей, мы просто прокладываем еще один кабель. В Москве это единственная сеть такого масштаба, в которой продаются/арендуются "темные" волокна на любом участке. Что касается операторов, то в столице, по моим оценкам, работает где-то 200-250 активных провайдеров.

- Компания  представлена и в Петербурге. Как там развивается бизнес?

- Развитие сети "Мастер-Коннект" в Петербурге происходило по принципу появления новых клиентов и на сегодняшний день сеть охватывает широкую территорию - от Парашютной улицы до Площади победы. Серьезной заслугой компании можно считать прокладку двух волоконно-оптических кабелей до петербургской телебашни. Хотелось бы отметить, что компания "Мастертел" является самым крупным оператором темного волокна, представленного на телебашне.

- Вы работаете исключительно  на корпоративном рынке?

- Мы изначально были нацелены на работу с корпоративным сектором, бизнес по продаже услуг операторам возник позже, в процессе построения сети "Мастер-Коннект".

Несмотря на то, что наша основная специализация - это подключение административных зданий к нашей сети и предоставление услуг связи юридическим лицам, мы активно сотрудничаем с другими операторами и продаем им волокна, каналы связи, телефонные номера и доступ в Интернет. 80% операторов, которые работают в Москве, уже покупают у нас те или иные услуги.

В процессе строительства сети, у нас появилась возможность, помимо предоставления классических услуг корпоративным клиентам, принять участие и в межоператорском бизнесе. Эта позиция себя оправдывает до сих пор. Многие операторы, которые в федеральном масштабе являются "монстрами", в Москве были без своей инфраструктуры. Сеть "Мастер-Коннект" позволила им в короткие сроки и с минимальными затратами построить полноценную магистральную сеть, уйти с сетей конкурентов и развернуть дополнительные сервисы.

- После принятия решения о расширении Москвы, какие направления стали наиболее популярными?

- Из неожиданных направлений – это Троицк. Если обычно, мы полностью инвестируем в работы по прокладке и эксплуатации кабеля в города Подмосковья, а в процессе работ ищем заказчиков, то кабель в г. Троицк окупился еще в процессе строительства. Половина наших заказчиков в Троицке – местные домовые сети.

- У "Мастертела" вся инфраструктура подземная?

- В 99% случаев кабель у нас проложен под землей, по воздуху мы стараемся не строить. Воздушные линии связи прокладывают, в основном, домовые сети, мы же работаем на рынке B2B.

- Если будет  принято решение по Москве  о переносе воздушных линий  связи в канализации, готовы  пускать операторов к себе?

- Я думаю, что большая часть операторов, придут к нам за волокнами. Арендовать волокно значительно дешевле, как с точки зрения капитальных затрат, так и с точки зрения ежемесячных платежей, нежели прокладывать кабель самостоятельно.

- Недавно «Мастертел» начал расширять пакет предоставляемых услуг. Чем это вызвано?

- Наш классический бизнес - это Интернет, телефония и представление каналов связи. Заказчиками волокон являются, в основном, операторы связи (80%), банки (10%), крупный ритейл (10%). Услуги по телефонии и доступу в Интернет мы предоставляем, в основном, корпоративным клиентам. Помимо, так называемых, "классических" услуг, мы постоянно разрабатываем и внедряем дополнительные сервисы.

- Одно из  последний нововведений "Мастертела" - виртуальная АТС – перекликается с сервисом "Манго Телеком". Вы осознанно шли на такой шаг?

 - Наша бизнес-модель  предполагает предоставление похожей  услуги, только с использованием  своей сети, т.е. мы предоставляем  клиенту и Интернет, и возможности  Виртуальной АТС, и телефонию  по тарифам, сравнимым с тарифами SIP-операторов. Данное решение позволит значительно повысить надежность услуги и будет привлекательно для клиентов из-за принципа "единого" окна, т.к. за всю услугу будет отвечать один провайдер.

 - Как вы  думаете, что ожидает альтернативных  операторов в Москве далее?

 - Год назад я думал, что  на московском рынке будет происходить консолидация средних операторов с мелкими, крупных со средними, и в итоге, останутся только федеральные игроки, и, может быть, 5-6 компаний среднего уровня. Однако в 2011 г. появилась интересная тенденция – снова начали появляться и активно участвовать в жизни телекоммуникационного рынка небольшие провайдеры. Их много. В основном, эти операторы созданы топ-менеджерами из поглощенных крупными игроками компаний. У таких, вновь появляющихся небольших операторов, есть деньги, контакты и своя, наработанная годами клиентская база.

 Что будет через два года, теперь уже трудно сказать. Сейчас мне кажется, что эти компании будут жить, строить бизнес с помощью сети "Мастер-Коннект" и развивать инновационные сервисы. Считаю очень хорошо, когда у потребителя есть выбор за что голосовать своими деньгами, и из какого сегмента выбирать поставщика услуг связи.