Леонид Коник: "Успешной стратегией для крупных сотовых операторов может стать отказ от инвестиций в страны третьего мира и водворение в рамки домашних рынков"
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
23.07.2012

Невезение российских телеком-инвесторов за пределами страны приобретает патологический характер. Потерпев множество поражений в дальнем зарубежье, в последнее время они получают удар за ударом на домашнем, по сути, рынке – в СНГ.

Еще несколько лет назад стратегия выхода на рынки других государств выглядела для финансово успешных операторов связи из России, Европы и богатых стран Азии единственно верной - позволяла этим компаниям продолжать заниматься привычным им бизнесом даже после того, как они доводили рыночную долю на домашних рынках до максимально возможной. Но в ситуации смены правительств и непредсказуемых политических изменений безопасной гаванью для респектабельных инвесторов на многие годы может оказаться водворение в границы домашних рынков. Любопытно, что максимальный негативный опыт в самый короткий срок получили инвесторы из не самой заметной в мировом телекоме страны – России.

В июле 2012 г. Узбекское агентство связи и информатизации на 10 дней заморозило лицензию 100%-ной сотовой "дочки" российской МТС – компании "Уздунробита", и с 17 июля сеть последней полностью отключена. В результате услуг мобильной связи лишились сразу 9,5 млн жителей Узбекистана. Ранее в этом месяце МТС сообщила, что синхронные проверки деятельности ООО "Уздунробита" начали сразу несколько контролирующих инстанций Узбекистана, а пять топ-менеджеров этой компании арестованы. Мало того, по информации МТС, вместе с представителями узбекской Генпрокуратуры в проверках "Уздунробиты" принимают участие "неустановленные лица, которые не предъявляют никаких документов", при этом перечень запрашиваемых ими документов выглядит "как проведение due diligence". Судя по происходящему, у МТС существует реальный риск утраты узбекской дочерней компании или ее активов.

Это уже второй удар для МТС в Средней Азии: в январе 2011 года власти Туркмении отказались продлить лицензию на услуги мобильной связи и отозвали радиочастоты у местной "дочки" МТС - Barash Communications Technologies, Inc. (BCTI, контролировала 83% туркменского рынка сотовой связи). Нужно сказать, что с первых дней работы в Туркмении МТС была вынуждена пойти на кабальные условия: помимо налогов, BCTI была обязана отчислять в местный бюджет 20% чистой прибыли (для того чтобы принудить МТС к таким условиям, туркменские власти заморозили лицензию BCTI буквально через несколько дней после ее покупки российской компанией в 2005 году). Но и этого туркменскому режиму показалось мало. МТС даже не смогла вывезти из Туркмении сетевое оборудование BCTI и оценивает ущерб от прекращения деятельности в Туркмении в $585 млн. В конце июня 2012 года Владимир Евтушенков, председатель совета директоров АФК "Система" - основного акционера МТС, – заявил, что BCTI возобновит операции в Туркмении в ближайшие три-четыре месяца. Однако, по слухам, условием туркменской стороны якобы стало повышение отчислений BCTI в бюджет этой страны с 20% до 40% чистой прибыли.

Не клеится бизнес МТС и в Белоруссии, власти которой уже второй год шантажируют российскую компанию аукционной продажей 51% долей в совместном ООО "Мобильные ТелеСистемы" (российской стороне принадлежат оставшиеся 49%), настойчиво предлагая МТС заплатить за полный контроль над белорусской "дочкой" $1 млрд.

Активов в СНГ лишилась и компания Eventis Telecom, за которой угадывается тень бывшего министра связи РФ Леонида Реймана. В 2007-2009 годах структуры Максима Бакиева, сына бывшего тогда президентом Киргизии Курманбека Бакиева, сначала завладели 100% долей ОсОО "БиМоКом" (эта компания оказывала GSM-услуги под брендом MegaCom, и 51% ее долей было во владении Eventis), а затем с помощью элегантной аферы передали все активы этой компании полностью подконтрольному им ЗАО "Альфа Телеком". К октябрю 2009 года "БиМоКом" лишился всех подписчиков (более 1 млн абонентов), сетевого оборудования и иной инфраструктуры, офисов и даже торговой марки MegaCom. Несмотря на то что в декабре 2010 года Межрайонный суд Бишкека признал недействительным регистрацию 51% долей ОсОО "БиМоКом" на структуры Бакиева, Eventis Telecom до сих пор не смог получить сотовый бизнес от "Альфа Телеком" обратно.

Помимо "БиМоКома", у Eventis Telecom была еще одна сотовая компания - Eventis Mobile srl в Молдавии. Запустив сеть в декабре 2007 года, эта компания набрала лишь 15 тыс. абонентов, а концу 2009-го ее абонбаза уменьшилась до 11,8 тыс. человек. В феврале 2010 года Eventis Mobile srl оказалась не в состоянии обслуживать долги и платить по счетам и прекратила работу; в феврале регулятор прекратил действие ее лицензии, а весной того же года Eventis Mobile srl объявила о банкротстве.

"МегаФон" не увлекался зарубежными инвестициями, но даже в единственной стране, в которую он вышел, Таджикистане, его бизнес далеко не безоблачен. Несмотря на то что "МегаФону" принадлежит 75% акций таджикского оператора мобильной связи TT-mobile, владелец оставшихся 25% - национальный оператор "Таджиктелеком" - много лет препятствовал переводу этой компании под бренд "МегаФон".

В дальнем зарубежье больше всего шишек получил "ВымпелКом", который был на этом фронте активнее коллег по "большой российской тройке". Не успел Vimpelcom Ltd. в октябре 2010 года договориться о приобретении активов египетского олигарха Нагиба Савириса, как власти Туниса выступили против прихода в их страну компании с российскими корнями. В результате подконтрольная Савирису Orascom Telecom Holding продала 50% акций Orascom Telecom Tunisie владельцу второй половины акций – Qatar Telecom, а Vimpelcom лишился возможности стать пятым по величине абонентской базы оператором в мире и съехал на шестую строчку рейтинга. Не заладилось дело у Vimpelcom и в другой североафриканской стране – Алжире: местные власти намерены национализировать его дочернюю компанию Orascom Telecom Algerie. В январе 2012 года Vimpelсom вынужденно подписал с Министерством финансов Алжира меморандум о взаимопонимании, согласно которому компания рассмотрит возможность продажи правительству Алжира 96,81% акций Orascom Telecom Algerie.

Во II квартале 2010 года российский "ВымпелКом" вынужденно заморозил инвестиции во вьетнамского GSM-оператора GTel-Mobile, в котором ему принадлежало 40% акций. Несмотря на миноритарную долю, российская компания обеспечивала 100% инвестиций во вьетнамский проект, а локальный партнер GTEL ограничился вложением в СП операторской лицензии. После годичных переговоров "ВымпелКом" вроде бы договорился с GTEL об увеличении своей доли в GTel-Mobile до 49%, заплатив за выпущенные для этой цели новые акции $196 млн, а также договорился о возможности довести долю экономического интереса во вьетнамском СП до 65%. Однако в апреле 2012 года выяснилось, что "ВымпелКом" продает 49% акций GTel-Mobile вьетнамским партнерам и выходит из проекта. Убыток "ВымпелКома" от проекта во Вьетнаме может превысить $450 млн.

В феврале 2012 года власти Индии нанесли удар, который затронул не только российских инвесторов: Верховный суд Индии, объявил недействительными 122 сотовых лицензии 2G, среди которых 21 принадлежит индийской "дочке" АФК "Система" - Sistema Shyam TeleServices Ltd (SSTL). GSM- и CDMA-лицензий лишились еще семь операторов в Индии, среди которых три дочерних компании именитых международных телеком-инвесторов: Unitech Wireless, работающая под брендом Uninor (67,25% ее акций принадлежит норвежскому оператору Telenor), Etisalat DB Telecom India Pvt. Ltd (45% подконтрольны оператору Etisalat из Объединенных Арабских Эмиратов) и Tata Teleservices Ltd (26% принадлежат японскому оператору NTT DoCoMo). Причина прецедентного судебного решения – обвинение в коррупции бывшего министра связи Индии Andimuthu Raja, который выдал все злополучные лицензии.

В нарастающей мировой неопределенности успешной стратегией для крупных сотовых операторов может стать отказ от инвестиций в страны третьего мира и водворение в рамки домашних рынков. Однако это будет означать поиск новых бизнес-ниш, ведь при уровне проникновения услуг мобильной связи в России и Европе, превышающем 100%, на традиционных голосовых услугах, да и на мобильном ШПД, далеко не уедешь. Вот только где они, эти ниши?

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты