© ComNews
18.12.2012

ОАО "РТИ", ОАО "Роснано" и X5 Retail Group презентовали в Москве супермаркет "Перекресток. Магазин будущего", все товары в котором промаркированы по технологии RFID, позволяющей автоматически их идентифицировать.

В понедельник на территории офиса X5 в Москве начал работу пилотный "Магазин будущего". Пока сделать покупки в нем могут только сотрудники Х5. Технология покупки заключается в том, что посетитель выбирает в торговом зале товары, как в обычном супермаркете, и проходит с корзиной на автоматическую кассу. Опустив корзину с покупками в специальный сканер-отсек, покупатель видит на экране информацию о выбранном товаре и общую сумму. Товары в корзине сканируются одновременно. Весь процесс занимает около 10-12 секунд. Затем покупатель может оплатить товар на терминале наличными, кредитной картой или используя бесконтактные технологии, в том числе телефоны с NFC.

Проект реализовало ООО "Магазин Будущего". Торговая площадь пилотного магазина – 234 кв.м, ассортимент – 5,3 тыс. товарных единиц. RFID-метки нанесены на 90% товара. Кроме того, в магазине есть "умные полки", считывающие метки и позволяющие таким образом следить за наличием товаров, их сроками годности. Вместо бумажных ценников используются электронные.

Метки для маркировки товара в "Магазине будущего" произвела американская компания Alien Technology. Стоимость одной метки составила 4 руб. 17 коп. "Три года назад, когда мы только начинали работу над этим проектом, метка стоила примерно 12 руб.", – отметила генеральный директор "Магазина будущего" Ольга Караева.

Автоматическая идентификация товаров позволит отслеживать движение продукции от производителя на склад, со склада в торговый зал к потребителю, контролировать сроки годности, мгновенно получать информацию о количестве и ассортименте товара на полках и предотвращать поступление контрафакта, отмечает пресс-служба компании.

Главная функция технологии RFID в ритейле – не борьба с кражами и не ускорение процесса покупки, считает директор Центра новых технологий "Энвижн Груп" Михаил Миньковский. "Главное – то, что технология позволяет следить за тем, заканчиваются ли товары на полках", - уверен он. Из-за невозможности качественно следить за недостачами ритейлеры могут терять более 20% оборота, подчеркнул Михаил Миньковский.

Однако применение RFID-маркировки не ограничивается ритейлом: уже сейчас технология активно используется в России на складах, а также в библиотеках и музеях. Кроме того, перспективно использование нанометок в маркировке скота, подчеркнул Миньковский в беседе с ComNews. "Билеты в метро – это тоже метки, только работающие в другом формате", – добавил он.

Транспортный сегмент – системы общественного транспорта крупных городов, такие как метро, наземный транспорт, пригородное сообщение, - занимает основную часть в структуре продаж RFID-карт и меток входящего в компанию "Ситроникс" завода "Микрон", сообщает директор по маркетингу производителя микросхем "Ситроникс Микроэлектроника" Карина Абагян. "Второй по объему сегмент – карты и токены для контроля доступа в помещения и к аппаратуре. Также поставки идут в системы логистики, библиотеки и животноводческие хозяйства. На уровне разработки находятся метки для лесоматериалов", - добавила она.

В ритейле используются сверхвысокочастотные самоклеющиеся метки, которые "Микрон" производит довольно давно, отметила Абагян. Сейчас ритейл не является значительным рынком для RFID в силу как экономических, так и технических ограничений: стоимость у метки гораздо выше, чем стоимость нанесения штрих-кода, поэтому чиповые метки целесообразно использовать только на дорогостоящих товарах, подчеркнула она.

"Бесспорно, использование чипа создает ряд уникальных возможностей и преимуществ, которые нельзя получить со штрих-кодом или метками, не содержащими чип: одновременное считывание множества товаров, возможность автоматического отслеживания товара на всех стадиях транспортировки и поставки, запись на чип метки дополнительной пользовательской информации", - признает Карина Абагян. Технически широкое внедрение RFID в ритейле пока задерживается из-за отсутствия универсальной метки, подходящей для работы со всеми видами продуктов, подчеркнула она. Кроме этого, надежность противокражной функции чиповых меток пока уступает надежности работы меток без чипа, добавила она.

Впервые о "Магазине будущего" стало известно в июне 2011 г. в рамках Петербургского экономического форума (см. новость на ComNews от 20 июня 2011 г.). Официально проект был представлен осенью прошлого года на Международном форуме по нанотехнологиям в Москве RUSNANOTECH-2011 г.