04.02.2013

Глава РКК "Энергия" Виталий Лопота предлагает правительству стать собственником системы запуска ракет "Зенит" с буксируемой океанской платформы.

Глава Ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота предложил передать государству контроль над проектом "Морской старт", осуществляющим запуски ракетами "Зенит" с буксируемой плавучей платформы Odyssey.

- Я озвучил эту идею во время визита на наше предприятие вице-премьера правительства Дмитрия Рогозина (состоялся 15 января этого года), - рассказал Лопота "Известиям". - Ответа пока нет, но, на наш взгляд, это выгодная для государства сделка. Россия получит собственный космодром на экваторе за относительно небольшие деньги. Объем текущих обязательств "Морского старта" на сегодня немного превышает $300 млн.

С октября 2010 года РКК "Энергия" через цепочку афиллированных структур владеет долей в 95% реорганизованной (до реструктуризации долги консорциума Sea Launch достигали $2,6 млрд) компании Sea Launch, 5% контролируются Boeing и Aker. Управляет проектом и ведет отношения с заказчиками зарегистрированная в кантоне Берн швейцарская Sea Launch AG, также контролируемая РКК "Энергия". При создании консорциума в 1993 году крупнейший пакет акций в 40% находился в руках Boeing Commercial Space Company, 20% было у норвежской Aker Kvearner, 25% у РКК "Энергия".

По словам Лопоты, на сегодняшний день портфель заказов Sea Launch составляет 12 пусков, еще ряд заказов находится в стадии обсуждения.

- Поддержка государства могла бы заключаться не только в принятии на себя всей полноты ответственности по проекту Sea Launch, - отмечает Лопота. - В качестве поддержки нам могли быть дать, к примеру, пару пусков в рамках Федеральной космической программы. Тем более правительство Казахстана ограничило количество запусков с Байконура. Если проблему разрешить не удастся, Sea Launch мог бы стать альтернативой.

В Роскосмосе от официальных комментариев отказались. В то же время источник в Роскосмосе отметил, что разговоры о помощи государства Лопота не случайно начал именно сейчас:

- У "РКК Энергия" в последнее время возникли трудности с привлечением средств для рефинансирования деятельности "Морского старта" - в декабре прошлого года компания намеревалась взять кредит в Сбербанке в объеме $200 млн, но не смогла этого сделать. Озвученная главой "РКК Энергия" сумма задолженности "Морского старта" в $300 млн вызывает вопросы. Полгода назад нам стала известна иная сумма долгов проекта - $530 млн.

Виталий Лопота говорит, что кредитные ресурсы для "Морского старта" готовы предоставить иные финансовые организации, в числе которых упомянул ВТБ. Комментируя сумму долговой нагрузки глава "Энергии" признал, что сумма долгов в $530 млн фигурировала в отчетности компании, однако актуальной цифрой является $300 млн.

- К "Морскому старту" проявляют интерес представители бизнеса из целого ряда стран - Китая, Австралии, Украины. Есть заинтересованность со стороны крупных компаний, таких как Loсkheed Martin - их носитель Atlas по параметрам идеально "встает" на пусковую платформу Odyssey, - говорит глава РКК "Энергия". - При желании мы сможем реализовать такой уникальный актив как "Морской старт" с выгодой для себя. Но мы в первую очередь хотели бы предложить его государству, так я уверен, что России нужен собственный космодром на экваторе.

- Противопоставлять возможности "Морского старта" и Байконура не совсем корректно, - говорит председатель совета директоров ИСС им. Решетнева и бывший руководитель Роскосмоса Юрий Коптев. - Потому что в рамках "Морского старта" за полезную нагрузку, за ее подготовку к пуску отвечает Boeing. Есть специальный корпус куда эта нагрузка приезжает, у россиян доступа туда нет. И это необходимо иметь в виду когда идут разговоры о том, что Россия должна сохранить за собой космодром на экваторе. Теоретически можно сменить порт базирования платформы и командного судна, но для этого в новом месте необходимо создать инфраструктуру и непонятно как на такие новости отреагирую американцы. Не факт что они после таких изменений дадут разрешение на запуск полезных нагрузок, созданных с использованием американских технологий.

Исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда Сколково Сергей Жуков не уверен, что государству стоит брать на себя такой актив как "Морской старт":

- Конечно все нужно считать, но весьма характерно когда предприниматель пытается отдать актив государству. Проект "Морской старт" в его нынешнем виде был придуман в "Энергии" как коммерческий проект и зачем вешать его на государство непонятно. Если от этого проекта сначала отказался Boeing, а сейчас хочет отказаться "Энергия", значит с ним что-то не так.

Юрий Коптев отметил, что по его информации в портфеле заказов "Морского старта" сегодня 2 космических аппарата.

"Отрасль ждет решения Виталия Лопоты"

Владимир Нестеров, бывший генеральный директор "Центра Хруничева":

- Из 80 пусков ракет-носителей "Зенит" 12 завершились аварией. Это многовато. Как человек, занимавшийся созданием данного ракетного комплекса с самого начала - с 1978 года - я должен сказать, что эта ракета сделана гениально. Не боюсь этого слова. По коэффициенту конструктивного совершенства и по соотношению веса машины к весу выводимого полезного груза "Зенит" в своем классе и сегодня остается непревзойденной машиной.

Безусловно последняя авария самым негативным образом скажется на имидже "Морского старта". Сам комплекс "Морской старт" это уникальное инженерно-техническое сооружение, однако с экономической точки зрения там крайне непростая ситуация. Для того, чтобы выходить на уверенную окупаемость надо делать не менее 5-6 пусков в год. Это прекрасно понимал прежний крупнейший акционер проекта Boeing. И когда американцы увидели, что на такой оборот проект не выходит, он решили его закрывать. При нынешнем положении дел, когда удается осуществлять 2-3 старта в год, будут расти убытки и накапливаться задолженность.

К сожалению, из-за аварий отрасль покидают прославленные кадры. Из-за аварии с аппаратом Kazsat был вынужден уйти Анатолий Сыров, создававший систему беспилотной посадки орбитального корабля "Буран". Такой знаковый в отрасли человек как Вячеслав Филин ушел после того как три спутника "Глонасс-М" упали в море. Из-за досадной неудачи с "Бризом" ушел я. Сейчас отрасль ждет решения Виталия Лопоты. Такой безусловно порядочный человек по идее должен был бы написать заявление об уходе.