Новости / апрель 2013
Анатолий Перминов покинет РКС

01.04.2013

Новый глава "Российских космических систем" раскритиковал проект создания "Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга", которым занимается экс-глава Роскосмоса.

Экс-руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов в скором времени может покинуть свое нынешнее место работы — ОАО "Российские космические системы". Новое руководство компании не поддерживает амбициозный проект создания "Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга" (МАКСМ), ради которой Перминов пришел в компанию вскоре после своей отставки с поста главы космического ведомства.

МАКСМ подразумевает обеспечение глобального мониторинга состояния литосферы, атмосферы и ионосферы Земли с целью прогноза стихийных бедствий и техногенных катастроф. Принцип работы системы таков: космический, авиационный, наземный сегменты МАКСМ обеспечивают получение информации о возмущениях параметров тепловых, магнитных, гравитационных полей и плазмы в ионосфере, изменениях в озоновом слое и характеристиках атмосферы, в геодинамике земной коры и гидродинамике грунтовых вод, являющихся предвестниками стихийных бедствий. Данные собираются и анализируются в ситуационных центрах, обрабатываются и распределяются по соответствующим ведомствам. На определенном этапе в состав МАКСМ предполагалось включить и систему противоастероидной защиты.

Впервые идея создания МАКСМ была предложена в 2007 году на международной конференции по космическим технологиям в Днепропетровске. За первые пять лет с рождения проекта дальше проектирования дело не пошло: в сентябре 2010 года Роскосмосом был выпущен подготовленный с участием МИДа, РАН, МЧС, Минэкономразвития и Минфина "План первоочередных мероприятий по созданию МАКСМ". Как заявлял Перминов в интервью "Известиям" летом прошлого года, на создание сегмента МАКСМ-РФ требуется около 10 млрд рублей до конца 2017 года. По замыслу инициаторов проекта, после организации работы системы на территории России к проекту могли бы присоединиться страны-участницы СНГ и ШОС. Однако на уровне правительства МАКСМ поддержки не получил — в федеральные целевые программы она не попала, кто может стать ее госзаказчиком, так и не стало ясным.

Теперь перспективы МАКСМ представляются вовсе туманными, так как идея создания такой системы более не находит поддержки даже на уровне руководства предприятия, где разрабатывается. 28 марта в РКС состоялся научно-технический совет с участием представителей РАН и Роскосмоса, где рассматривалась текущая ситуация с МАКСМ. Как рассказал "Известиям" один из участников совета, проект не нашел поддержки у собравшихся, а новый глава РКС Геннадий Райкунов в своем выступлении признался, что не понимает, как проектируемая система будет решать декларируемые задачи.

Руководитель пресс-службы РКС Ирина Романова подтвердила "Известиям", что Райкунов на заседании критиковал техническую часть проекта МАКСМ.

— На заседании действительно была дискуссия по оценке проекта МАКСМ и Геннадием Геннадиевичем были высказаны некоторые критические замечания, касающиеся технической части проекта. Однако это рабочая ситуация, — отметил он.

Сам Перминов от комментариев воздержался.

— В основе проекта МАКСМ лежало довольно сложное вероятностное моделирование, — говорит президент компании "СканЭкс" Владимир Гершензон. — Существенно, что проект не был вписан в контекст развития глобальных геоинформационных систем. Есть, к примеру, программа Global Earth Observation, в которой участвуют космические агентства многих стран. А идея создать отдельную, свою систему мониторинга, претендующую на глобальность, для меня звучит непонятно.

Эксперты отмечают, что после смены руководства РКС под сокращение могут попасть и другие крупномасштабные проекты, к которым тяготел прежний глава РКС Юрий Урличич. Например, проект "Социальный ГЛОНАСС", предусматривающий создание индивидуальных устройств навигационного обеспечения для 15 млн российских инвалидов, на начальную стадию реализации которого у государства просили 5 млрд рублей. Суммарный бюджет такого проекта, предусматривающего бесплатную раздачу устройств, создание отдельной инфраструктуры, включая центры специализированного обслуживания, оценивался более чем в 1 трлн рублей.