© ComNews
03.07.2000

Вчера министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман стал кандидатом экономических наук, защитив диссертацию в Петербургской инженерно-экономической академии. Представленная им диссертация явилась не обычными в таких случая теоретическими изысканиями, а практической программой реформирования телекоммуникационной отрасли России.

Еще одним необычным моментом в защите министра стало полное отсутствие помпы: в аудитории, кроме членов ученого совета, присутствовали лишь несколько посторонних. Единственным журналистом, которому удалось попасть на защиту, стал репортер ComNews.ru.

Защита проходила почти 2 часа, а количество вопросов соискателю было рекордно высоким -- это отмечали даже сами члены совета. Присутствовавший на защите генеральный директор ЦНИИ связи Леонид Варакин сказал репортеру ComNews.ru, что обычно при защите претендента столь высокого уровня члены комиссии прежде всего пытаются выяснить, писал ли работу сам диссертант. «Леонид Дододжонович быстро и элегантно продемонстрировал свою компетентность», -- резюмировал Леонид Варакин.

Тема диссертации министра -- «Совершенствование системы государственного регулирования отрасли телекоммуникаций» -- не предвещала практического аспекта. Однако буквально в первых словах Леонид Рейман сформулировал три стратегических направления работы Минсвязи на ближайшую перспективу: проведение структурной перестройки отрасли, радикальное изменение тарифной политики и системы распределения операторских лицензий.

«При проведении структурной перестройки главное внимание должно быть уделено государственным и приватизированным предприятиям», -- заявил Леонид Рейман. Главная причина этого -- постепенная утрата традиционными операторами конкурентоспособности. По данным министра, сегодня традиционным операторам принадлежит 92-93% российской инфраструктуры связи, при этом их удельный вес в общей массе доходов отрасли составляет всего 55% (а 45% приходится на альтернативных операторов, владеющих лишь 7-8% инфраструктуры). Основным владельцем акций большинства приватизированных предприятий электросвязи является ОАО «Связьинвест», поэтому реструктуризацию этого холдинга Леонид Рейман считает центральным звеном всей структурной перестройки отрасли.

Леонид Рейман утверждает, что слияние «Связьинвеста» со своей дочерней структурой ОАО «Ростелеком» неэффективно как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспекте. Поэтому он предлагает выделить «Ростелеком» в самостоятельную структуру с сохранением доли прочих акционеров (49% акций) и изменением доли государства и компании Mustcom Ltd. (владельца 25% акций «Связьинвеста») в соответствии с капитализацией «Ростелекома» (Mustcom -- 12,75%, государство -- 38,25%).

Следующим шагом, по идее Леонида Реймана, должно стать разделение «Связьинвеста» на 6-8 межрегиональных компаний (МРК), с соответствующим изменением доли государства и Mustcom в каждой из них. Над всеми МРК должна появиться контролируемая государством инвестиционная компания.

Говоря о тарифной политике, министр РФ по связи заметил, что при существующем уровне монополизации телекоммуникационного рынка в России государственное регулирование тарифов является весьма эффективным. Эта ситуация будет сохраняться до тех пор, пока самый массовый потребитель услуг связи -- квартирные абоненты -- не начнут платить за них хотя бы по себестоимости без учета инвестиционной составляющей (сейчас в среднем по России население платит 70-75% от себестоимости телефонных услуг). После этого Леонид Рейман предлагает переходить на новые методы тарифного регулирования -- через установление предельного уровня доходности на вложенный капитал и на метод предельного ценообразования. Последний, по мнению министра, является идеалом и связан с оценкой показателя инфляции и учетом таких факторов как прирост производительности труда, девальвация, уровень цен и т.д.

Говоря о третьем направлении -- лицензировании -- Леонид Рейман подчеркнул, что сегодня отсутствуют четкая схема определения платы за лицензию и прописанная процедура принятия решения о выдаче лицензий. Министр считает перспективным распределение операторских лицензий по результатам аукционов. При этом он сказал: «На сегодняшний день аукционы по лицензиям в России скорее вредны, так как оператор, заплатив большие деньги за выигрыш лицензии, переложит ее стоимость на абонента. А это не позволит создавать инфраструктуру, в которой мы сегодня нуждаемся».

Говоря об основных методах государственного регулирования Леонид Рейман выделил 2 группы: экономические методы и организационно-правовые. И тут же привел пример практической реализации последних -- разделение экономических и контрольно-технических функций Госсвязьнадзора. «Теперь это совмещение ликвидировано», -- отметил министр.

Итоги тайного голосования членов комиссии четко продемонстрировали отношение к представленной работе -- 10 из 11 голосов были отданы за присуждение Леониду Рейману степени кандидата экономических наук по специальности «Управление в социальных и экономических системах».