26.06.2013

Основные положения проекта постановления правительства РФ "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам общедоступной электросвязи и к инфраструктуре электросвязи", подготовленного Федеральной антимонопольной службой (ФАС), являются преждевременными. Об этом говорится в заключении о регулирующем воздействии проекта, опубликованном Минэкономразвития (МЭР).

Проект постановления регулирует процедуру взаимодействия оператора-субъекта естественных монополий с альтернативными операторами связи по вопросу предоставления доступа к инфраструктуре электросвязи монополиста.

Проект призван, по мнению авторов, обеспечить равный недискриминационный доступ для всех к сетям и сооружениям связи операторов, признанных занимающими монопольное положение на рынке связи. К таким операторам относятся, в первую очередь, "Ростелеком", московская МГТС, "Таттелеком" и некоторые другие операторы фиксированной связи.

Проектом акта на оператора-монополиста возлагается ряд новых обязанностей, в частности:

— публиковать информацию об имеющейся инфраструктуре связи (используемой при оказании услуги, по которой субъект признан доминирующим);

— отвечать в установленные сроки на запросы пользователей/потенциальных пользователей инфраструктуры о наличии свободных ресурсов на объектах инфраструктуры электросвязи или их части;

— устанавливать тариф за предоставление доступа к объектам инфраструктуры на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли;

— публиковать порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре;

— заключать договоры на использование инфраструктуры операторами связи;

— вести реестр заявлений на предоставление доступа к инфраструктуре электросвязи;

— предоставлять доступ операторам связи к инфраструктуре электросвязи наравне с собственными подразделениями в порядке поступления заявлений на предоставление доступа к объектам инфраструктуры электросвязи в соответствии с их регистрацией в реестре и другие.

По мнению МЭР, проектом акта фактически регламентируется процедура присоединения альтернативных операторов связи к инфраструктуре электросвязи, принадлежащей субъектам естественных монополий. Однако предлагаемое регулирование никак не затрагивает сами причины, обуславливающие необходимость и целесообразность выполнения таких присоединений, то есть действующее правило об обязанности мобильных операторов пропускать некоторые виды трафика по сетям фиксированной связи. Поэтому такое регулирование МЭР считает недостаточным и не поддерживает его.

Кроме того, МЭР указывает, что проект не учитывает возможные финансовые потери от внедрения предлагаемого регулирования для операторов-монополистов, равно как не рассматривает источники возмещения этих потерь для таких операторов связи, как, например, ОАО "Ростелеком", с учетом того, что данный оператор связи является компанией с более чем 50 % государственным участием.

МЭР также отмечает, текущее состояние в отрасли отличается высоким уровнем конкуренции и взаимопроникновением операторов мобильных сетей связи на рынок фиксированной связи, а операторов фиксированной связи — на рынок подвижной связи. Таким образом, может быть поставлен вопрос о недостаточности распространения предлагаемого регулирования только на ограниченный круг субъектов, предлагаемый разработчиком.

Кроме того, с учетом фактического сложившегося доминирования на рынке мобильных средств связи МЭР полагает возможным дополнительно рассмотреть вопрос, целесообразно ли по-прежнему относить только операторов фиксированной связи к субъектам естественных монополий.

На основании указанных и других замечаний, МЭР считает предложенное в проекте ФАС регулирование преждевременным.

Согласно действующему порядку, заключение МЭР направлется разработчику проекта, который либо учитывает замечания, либо направляет проект на рассмотрение правительства с приложением замечаний МЭР. В последнем случае разногласия по проекту будут согласовываться при рассмотрении в правительстве.