Облака на взлете
Российский рынок облачных услуг в 2012 г. вырос более чем на 70% и составил $208,9 млн. В 2013-2017 гг. среднегодовой рост этого рынка превысит 40%. Лидерами публичных облачных сервисов по объему продаж стали компании Salesforce - в сегменте SaaS (Software as a Service), Microsoft – в сегменте PaaS (Platform as a Service) и Amazon – в категории IaaS (Infrastructure as a Service).
Такие выводы сделала в ходе исследования рынка облачных услуг аналитическая компания IDC, которая рассматривала операционные и проектные услуги, реализованные в рамках публичного, частного, виртуального частного облаков и их комбинаций на российском рынке. Лидером по предоставлению совокупных облачных услуг стала компания IBM.
Крупнейшим потребителем услуг публичного облака, по данным IDC, стал сектор розничной и оптовой торговли, на втором месте - сектор телекоммуникаций и СМИ, на третьем - сектор профессиональных услуг, включающий в себя ИТ-компании. А вот структура рынка услуг в частном облаке была иной: на первом месте оказался финансовый сектор, в то время как торговля и телеком заняли соответственно второе и третье места.
"Вопрос выбора оптимального решения по соотношению цены и качества отнюдь не тривиален, - уверен менеджер по исследованиям IDC Александр Прохоров. - Клиентам следует тщательно изучить соотношение потребностей своей компании и возможностей предлагаемых продуктов для того, чтобы выбрать наиболее подходящее облачное решение".
Руководитель отдела маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ Дарья Абрамова в беседе ComNews отметила, что статистика по России отражает мировые тенденции: рынок облачных услуг растет и развивается практически повсеместно.
"Скажем, во Франции больше половины компаний со штатом свыше 1 тыс. человек внедрили или планируют внедрить облачные технологии, - пояснила Дарья Абрамова. - Нет ничего удивительного в том, что Россия развивается по пути западных стран".
По мнению аналитиков Orange, объем рынка облачных услуг в России к 2016 г. будет равняться 19 млрд руб.
Одна из особенностей российского рынка, рассуждает Дарья Абрамова, это активность SMB (среднего и малого бизнеса) в сфере облачных технологий. "Объясняется это тем, что SMB не готовы инвестировать в ИТ-инфраструктуру, поэтому пользуются ИТ как сервисом из облака", - подчеркнула она.
Генеральный директор компании Enspace (входит в группу сервисных компаний MAYKOR) Михаил Марголин считает, что облачные технологии уверенно завоевывают интерес потребителей.
"На примере нашей компании мы ощущаем всплеск спроса на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, наиболее быстрыми темпами растут услуги IaaS, - пояснил Михаил Марголин. - Среднегодовой рост подсегмента облачных услуг будет заметно опережать рост сегмента ИТ-услуг, который, в свою очередь, также будет увеличиваться в среднесрочной перспективе".
По словам директора R&D-направления компании Veeam Software Александра Ширманова исследование IDC корректно отражает тренд роста облачных услуг в России.
"Бурный рост рынка IaaS в России, на мой взгляд, связан с тем, что проникновение виртуализации в Россию началось с задержкой примерно в пять лет, и в настоящий момент Россия в два-три раза отстает по уровню проникновения IaaS от уровня США и Западной Европы, - рассуждает Александр Ширманов. - Сейчас происходит лавинообразное заполнение этого пустующего рынка".
Однако, как подчеркнул эксперт, такая динамика вряд ли может сохраняться долго: в облако сейчас в основном выводятся некритичные для бизнеса компоненты ИТ-инфраструктуры. "Также все больше компаний доверяют облачным провайдерам хранение зашифрованных резервных копий, однако при этом с недоверием относятся к идее хранения и обработки в облаке критичной для бизнеса, конфиденциальной или защищаемой в силу закона информации", - резюмирует Александр Ширманов.