Владимир Пуляев, директор по информационным технологиям ОАО "Силовые машины"
© ComNews
27.02.2014

В начале 2014 года ComNews стало известно о проблемах, которые возникли с внедрением системы управления деятельностью предприятия SAP в компании "Силовые машины" (см. новость ComNews от 20 января 2014 г.). ComNews обратился в компанию за подробностями. В интервью главному редактору ComNews Леониду Конику директор по информационным технологиям ОАО "Силовые машины" Владимир Пуляев рассказал о работе с SAP, а также о других ИТ-проектах компании.

Владимир, большинство производственных компаний уделяет огромное внимание выстраиванию информационных систем. Каков взгляд на ИТ в "Силовых машинах"?

- Для такой крупной компании, как "Силовые машины", крайне важны вопросы, связанные с совершенствованием информационных технологий, поскольку от этого напрямую зависит эффективность всех бизнес-процессов. Значимость развития информационных технологий особенно возрастает с учетом тех изменений, которые идут в "Силовых машинах": строительство новых производственных площадей, приобретение новых активов, освоение новой производственной номенклатуры и т.д. Все это было бы немыслимо без выстроенной ИТ-инфраструктуры и архитектуры, способных оперативно реагировать на происходящие события.

Некоторое время назад в "Силовых машинах" стартовал проект внедрения системы электронного документооборота OpenText. Как идет внедрение?

- Да, действительно, осенью 2013 года "Силовые машины" провели конкурс по выбору подрядчика на внедрение системы электронного документооборота в рамках проекта по созданию Центра единого сервиса (ЦЕС). Это удаленное подразделение "Силовых машин", созданное на базе Калужского турбинного завода. В функции ЦЕС входит обработка первичной документации и ввод в систему SAP однотипных транзакционных операций по всем предприятиям концерна. Победу в конкурсе одержала компания Sabris LLC, обладающая профессиональными знаниями в этой области и опытом успешной реализации проектов, как в России, так и за рубежом.

На базе OpenText уже на первом этапе внедрения были автоматизированы процессы обработки документов по нескольким функциональным областям, таким как кадровое администрирование, расчет заработной платы, учет материально-производственных запасов, основных средств и капитальных вложений. Кроме того, был создан электронный архив, настроены процессы сканирования, регистрации документов в корпоративной системе управления предприятием, проведена интеграция с электронной почтовой службой. Для сокращения временных затрат пользователей, при обработке большого потока документов, была реализована функция автоматической обработки документов с помощью технологии штрих-кодирования.

Почему вы не заказали внедрение системы OpenText тому же подрядчику, который занимается в "Силовых машинах" реализацией проекта SAP?

- Мы выставили проект внедрения системы OpenText на открытый конкурс. Основополагающими критериями выбора победителя, помимо экономической составляющей, стал опыт работы на подобных проектах, всестороннее владение вопросом и положительные отзывы со стороны клиентов, продемонстрированные в ходе организованного референц-визита на одно из петербургских предприятий.

Когда "Силовые машины" начали работать с SAP?

- Первый опыт внедрения системы SAP был получен еще в 1996 году на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ), входящем ныне в "Силовые машины". В 2000 году внедрение SAP прошло на заводе "Электросила" и Заводе турбинных лопаток (ЗТЛ), которые впоследствии также вошли в состав ОАО "Силовые машины". Однако данные внедрения носили локальный характер, не были интегрированы между собой и охватывали крайне ограниченный набор функций.

После смены собственника предприятия в 2007 году (тогда крупнейшим акционером ОАО "Силовые машины" стал генеральный директор и владелец "Северстали" Алексей Мордашов – Прим. ComNews) мы провели оценку уровня внедренных систем и пришли к выводу, что "лоскутная" автоматизация не отвечает нашим требованиям. Новый собственник поставил задачу централизации управления предприятием и его активами, что потребовало внедрения полномасштабной ERP-системы, основанной на унификации бизнес-процессов. В 2009 году мы объявили конкурс на внедрение ERP-системы, охватывающей все основные процессы в подразделениях и дочерних структурах "Силовых машин" с целью централизации управления по всем функциональным областям. По результатам тендера, который, по сути, сводился к выбору между платформами SAP и Oracle, победителем было признано российское подразделение компании SAP – ООО "САП СНГ".

Какие ресурсы выделили "Силовые машины" для этого проекта?

- Мы крайне серьезно подошли к проекту. Была сформирована проектная команда, которая в пиковые моменты насчитывала до 80 наших сотрудников, а в постоянном режиме над проектом работали около 50 специалистов. Стоит отметить, что среди участников проектной группы были не только сотрудники ИТ-департамента, но и представители бизнеса – специалисты функциональных служб. Многие сотрудники были на 100% выведены из текущей деятельности, что позволяло им полностью сфокусироваться на проекте.

Какой была этапность внедрения?

- Проект был условно разбит на шесть этапов. Первый посвящен формированию концептуального проекта, на его основе в дальнейшем шла автоматизация бизнес-процессов. Непосредственно сама стадия автоматизации проводилась в три последовательных этапа: конфигурирование и подтверждение прототипа, настройка и техническое тестирование, интеграционное тестирование. Это заняло около года. В октябре 2010 года мы приступили к этапу подготовки к запуску и опытной эксплуатации, а в январе 2011-го система была запущена в опытно-промышленную эксплуатацию, которая длилась четыре месяца. И, наконец, в мае 2011 года система SAP была переведена в промышленную эксплуатацию, что, по сути, отличалось от предыдущего этапа лишь тем, что с этого момента система SAP стала основной системой функционирования предприятия: прежние системы были отключены.

Однако уже тогда было очевидно, что ряд функций новой системы SAP, включая такие важные для полноценной работы предприятия, как бюджетирование и планирование производства, заявленные в функциональном объеме договора, на момент старта системы реализованы в полном объеме не были.

По согласованию с "Силовыми машинами", "САП СНГ" как основной подрядчик должен был устранить все недоработки и замечания к 31 января 2013 года, и этот срок был зафиксирован в дополнительном соглашении к основному договору. Однако взятые на себя обязательства "САП СНГ" выполнил лишь отчасти. В течение 2013 года дедлайн еще несколько раз переносился, но итог был один – срыв очередных сроков и отсутствие видимого прогресса со стороны подрядчика. При этом "Силовые машины" продолжали держать собственную проектную команду, рассчитывая на позитивный исход.

Почему, на ваш взгляд, возникли такие проблемы с внедрением системы SAP в "Силовых машинах"?

- Первое – это отсутствие у SAP опыта внедрения таких сложных проектов на российских машиностроительных предприятиях: как выяснилось уже в ходе проекта, готового решения, так называемых лучших практик, на которые мы ориентировались, выбирая SAP, попросту не существует. Вторая проблема, по сути, вытекает из первой - это отсутствие специалистов требуемой квалификации с реальным опытом работы на подобных проектах.

В конце 2013 года "Силовые машины" провели конкурс на выбор нового поставщика услуг по поддержке системы SAP. С чем это связано?

- Согласно контракту, ООО "САП СНГ" отвечало и за внедрение, и за последующую консультационную поддержку системы. Продолжая отношения с "САП СНГ" по консультационной поддержке, мы рассчитывали, что данная компания оперативно закроет все проблемы и по оставшимся обязательствам в части внедрения и устранения замечаний в рамках основного договора. Но этого не произошло, и в декабре 2013 года "Силовые машины" объявили конкурс на оказание консультационных услуг по поддержке системы SAP. Из восьми кандидатов победителем был признан "Техносерв Консалтинг".

Прописаны ли в договоре "Силовых машин" с "САП СНГ" штрафные санкции и если да, почему вы их не применяете?

- Штрафные санкции в договоре, безусловно, существуют, но мы рассматриваем это как крайнюю меру и надеемся на конструктивный партнерский диалог и внесудебное урегулирование вопроса.

Реализуют ли "Силовые машины" иные крупные ИТ-проекты, помимо внедрения SAP?

- Да, конечно. Второй по значимости и масштабу ИТ-проект на предприятии – это внедрение системы Teamcenter, продукта компании Siemens Product Lifecycle Management Software Inc. (Siemens PLM). Эта система управления данными о продукте крайне важна для нас, так как существенная доля бизнеса у "Силовых машин" приходится на инжиниринг. В настоящее время мы реализуем проект PLM-системы, ориентированной на конструкторов, а в течение 2014 года приступим к внедрению блока Teamcenter Manufacturing, который поможет создать описание технологии изготовления изделий.

Практики внедрения таких продуктов в мире немного, к тому же перед нами стоит задача сопряжения продукта Teamcenter с системой SAP.

Как, с учетом дочерних предприятий в других городах, организована корпоративная система связи "Силовых машин"?

- Исторически наша корпоративная телефонная сеть строится на решениях Siemens: мы давно используем АТС Siemens HiPath. Ядро телефонной сети "Силовых машин" организовано на телефонной станции HiPath 4000, а точки выноса реализуются в виде IP-точек доступа. В ближайшее время мы завершим интеграцию корпоративной телефонной сети с дочерними предприятиями в Калуге и Таганроге: устанавливаем специальные шлюзы для того, чтобы иметь возможность совершать внутрисетевые звонки между городами нашего присутствия по коротким номерам.

Одна из особенностей холдинга "Силовые машины" - мощный научно-технический потенциал. Какие ключевые ИТ-инструменты используются конструкторами компании?

- Во всех конструкторских подразделениях "Силовых машин" основным инструментом деятельности стали 3D-технологии. Внедрение 3D-проектирования обусловлено самой жизнью. С одной стороны, в компании накопился опыт применения большого числа различных систем 3D-моделирования, что потребовало обеспечить возможность прямой передачи информации между КБ в электронном виде, создать удобный инструмент совместного использования конструкторских данных, выполненных в разных программах. С другой стороны, активное внедрение 3D-моделирования диктуется рынком: все чаще заказчики энергетического оборудования включают в условия контракта требование предоставить электронную документацию, в том числе 3D-модели на отдельные узлы и компоновку оборудования.

Как вы выбирали программное решение для проектирования?

- Специалисты компании изучили опыт лидеров индустрии как в России, так и за рубежом. В первую очередь – опыт применения будущей информационной платформы на ведущих предприятиях энергомашиностроения. Безусловным лидером среди программных продуктов 3D-профиля вот уже много лет является решение фирмы Siemens PLM – NX.

Вторым программным решением, взятым нами на вооружение, стала система проектирования SolidWorks – отлично зарекомендовавшее себя решение в сфере разработки продуктов машиностроения. Обладающее широкими возможностями проектирования и простотой, это программное обеспечение позволило "закрыть" большую часть общеконструкторских задач КБ. Кроме того, и NX, и SolidWorks имеют общее геометрическое ядро – Parasolid, что обеспечивает высокий уровень совместимости данных.

А в рамках конструкторской подготовки производства специалисты "Силовых машин" используют систему управления конструкторскими данными – Siemens Teamcenter, позволяющую совместно работать и в NX, и в SolidWorks (функция multiCAD).

- Какие результаты принесло изменение программной политики компании? И какие планы существуют по дальнейшему совершенствованию информационных технологий, применяемых конструкторами "Силовых машин"?

- Что касается результатов, нам удалось не только создать удобную и функциональную платформу на базе Teamcenter, но и вывести систему управления конструкторскими данными и контроля над конечным изделием на новый уровень. Сегодня руководитель проекта, видя макет сборки прямо в системе Teamcenter, может составить представление о текущей работе над проектом. Для этого ему не нужно обладать знаниями пользователя 3D-систем.

Досье ComNews

 ОАО "Силовые машины" зарегистрировано в Санкт-Петербурге. По данным МСФО, выручка компании (с учетом дочерних предприятий) в 2012 г. составила $2,095 млрд, а чистая прибыль - $377,3 млн.

В марте 2002 г. на базе ЗАО "Энергомашэкспорт" было создано ЗАО "Энергомашэкспорт - Силовые машины", которое в августе того же года сменило организационно-правовую форму на ОАО. В январе 2004 г. к ОАО "Энергомашэкспорт - Силовые машины" были присоединены три крупных петербургских предприятия: ОАО "Ленинградский металлический завод" (ЛМЗ), ОАО "Завод турбинных лопаток" и ОАО "Электросила". С этого момента полное название предприятия – ОАО "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт" (сокращенно - ОАО "Силовые машины"). 100% акций ОАО "Силовые машины" принадлежат компании, подконтрольной Алексею Мордашову.

В начале 2008 г. "Силовые машины" консолидировали контрольный пакет акций ОАО "Калужский турбинный завод" (КТЗ); ныне петербургскому предприятию принадлежит около 69% обыкновенных акций ОАО "КТЗ".

В феврале 2012 г. ОАО "Силовые машины" завершило сделку по приобретению 100% акций ОАО "ЭМАльянс", которому, в частности, принадлежит мажоритарный пакет таганрогского ОАО ТКЗ "Красный котельщик", специализирующегося на проектировании, производстве и комплексной поставке котельного оборудования для тепловой энергетики, и 100% акций одной из крупнейших европейских компаний по производству котельного и теплообменного оборудования Đuro Đaković (Хорватия).

Статьи по теме