Филипп Керье, директор Alcatel-Lucent по стратегии и инновациям
Дарья Лютцау
© ComNews
18.03.2014

Директор Alcatel-Lucent по стратегии и инновациям Филипп Керье рассказал репортеру ComNews о тонкой настройке адаптивных сетей и будущем связи пятого поколения.

- Какие тенденции вы наблюдаете на рынке беспроводной связи? Как LTE, на взгляд Alcatel-Lucent, повлияла на операторский рынок?

- Даже после того как технология LTE стала массовым стандартом, от операторов часто слышны жалобы на то, что нехватка частотного ресурса не позволяет им развивать свои сети и услуги. Вопрос частот - один из наиболее острых - традиционно пытались решать за счет расширения спектра, а теперь, с появлением сетей 4G, и за счет повышения спектральной эффективности.

Но это - не единственный путь. На мой взгляд, отрасль пришла к пониманию того, что необходимо переосмыслить архитектуру сетей и уйти от жестких принципов их построения. Мы спускаемся на уровень микроменеджмента, и чтобы оптимизировать радиочастотные ресурсы, мы должны научиться управлять сетями в точках, наиболее приближенных к пользователю. Оператор должен настраивать сеть фактически на конечном устройстве абонента. Технология LTE, как и ряд других, стала тем инструментом, который показал нам, что такой подход возможен.

Как можно добиться такой тонкой настройки?

- Использование малых сот уже становится де-факто стандартом для тех игроков на рынке, которые понимают, что установка дополнительных макросот не дает существенного прироста пропускной способности и емкости сетей радиодоступа (RAN) после достижения определенного порога плотности их размещения.

Но, поскольку компания Alcatel-Lucent стояла у истоков создания фемто- и пикосот, мы, как никто другой, понимаем, что для достижения наилучшего результата при переходе на новое поколение оборудования операторам необходимо задуматься о создании программно конфигурируемых сетей (SDN), которые бы органично объединяли технологии микро- и макросот, а также другие технологии связи.

Что необходимо для воплощения концепции SDN в жизнь? Набралась ли необходимая сумма технологий?

- Я думаю, что дело даже не в технологических возможностях. Мы уже создаем сети SDR, программно конфигурируемые беспроводные сети. Но, тем не менее, операторы зачастую ограничены в выборе архитектуры сети и прибегают к одним и тем же топологическим решениям. Использование технологии SDN для SDR может стать решением проблемы за счет применения принципов гибкой настройки радиооборудования в концепции "живой", самонастраивающейся сети. Ведь если оператор, стараясь увеличить емкость сети, будет просто увеличивать количество фемто- и пикосот в обычных сотовых сетях, без четкого понимания того, где и как их нужно внедрять, он будет только нагружать макросоты и не получит нужного эффекта. Учитывая эти моменты, мы ведем работу над инструментами согласованного управления малыми сотами.

Что касается развития технологии LTE на уровне макросот, то здесь приоритетом является использование более низкочастотного диапазона и стремление задействовать участки спектра, называемые TV White Space, а именно полосы между частотами, выделенными для телевидения. При этом операторы также смотрят на более высокие частоты для фемто- и пикосот. Естественно, будет использоваться более широкий спектр и новые полосы частот. Но дело в том, что уже сейчас есть возможность вообще уйти от столь жесткой привязки сети к спектру, поскольку технология LTE-Advanced предполагает "склеивание" свободных радиополос, а технология когнитивного радио, к примеру, обеспечивает автоматический выбор имеющегося свободного ресурса для работы сети. Кроме того, Alcatel-Lucent рассматривает, как вариант оптимизации мобильных сетей, виртуализацию программных процессов на базовых станциях. Благодаря этим технологиям мы уже стоим на пороге технологического "взрыва" в операторском бизнесе.

Ну и конечно, все ждут технологию 5G, которая должна подвести черту под всем вышесказанным.

Какие решения, технологические и идеологические, составляют пятое поколение?

Становится очевидным, что скоро мы будем жить в мире подключенных устройств, при так называемом Интернете вещей. Эти устройства по-разному будут подключаться к сети, и их потребности в связи будут отличаться. Представьте, что у вас есть устройство, проигрывающее видео в формате Ultra-high Definition 4k, и датчик движения. Их запросы абсолютно разные. Да, многие операторы научились приоритезировать трафик в сотовых сетях, ограничивая, скажем, торренты в пользу мобильного ТВ, но это пока еще грубый механизм. Все используют в принципе один и тот же сервис.

Но представьте, что вы, как оператор сети, будете обслуживать не только абонентов, но и невероятное количество разнородных устройств. Здесь вопрос управления ресурсами этой сети встанет на первое место. Вы поймете, что сенсору не нужна высокая пропускная способность, но ему нужна минимальная задержка. А видео может буферизоваться, но для потокового видео 4К необходимо выделить широкую полосу пропускания, чтобы картинка "не тормозила".

Так что технология 5G – это не только новые скорости, это и новый стандарт радиоинтерфейса, и реализация массового взаимодействия М2М.

Что Alcatel-Lucent понимает под 5G, каково ваше видение этой пока что загадочной технологии?

- Абонент не хочет задумываться о том, какой стандарт связи он должен использовать, чтобы получить доступ к данным или телекоммуникационной услуге. Поэтому повышение скоростей доступа в 5G не так важно, как подбор скорости для конкретной задачи. И, как я говорил ранее, для М2М это действительно важно.

Поэтому, когда мы говорим о 5G, о том, какие задачи нужно решать, чтобы ввести этот "стандарт" в игру, мы говорим о сети, адаптирующейся под пользователя, а не наоборот.

Силой 5G станет переплетение различных технологий доступа и умной "точки входа", через которую сеть выбирает лучшие условия для пользователя в каждой конкретной ситуации.

То есть 5G - это переход для оператора от фокуса на сеть к фокусу на сервис?

- Именно так. Ведь чего оператор хочет добиться в первую очередь? Лучшей производительности на "последней миле". Лучшей поддержки сети для "тяжелых" приложений. Лучшего управления энергопотреблением для пользовательских устройств. Без сомнения, мы будем уходить в низкие частоты LTE - до 200 МГц, мы будем внедрять малые соты, работающие в новых верхних диапазонах, и мы будем увязывать их работу с высокоскоростным проводным доступом.

Какие проблемы, вы считаете, подстерегают рынок при грядущем переходе к следующему поколению связи? Бытует мнение, что в 4G не произошло революционного скачка в качестве сервисов и поэтому 5G будет воспринято довольно холодно, как операторами, так и пользователями.

- Я не согласен, что отсутствие качественного скачка - это проблема. На мой взгляд, самая большая проблема беспроводного, да и проводного рынка связи - это нежелание меняться и заниматься осмысленными инновациями.

Вспомните, ведь когда мобильные операторы стали внедрять 3G, чтобы защитить свои традиционные доходы в голосе и SMS, они стали бесплатно предлагать услугу передачи данных. И в результате операторы упустили тот переломный момент, когда передача данных стала основной услугой, а все остальное - побочным сервисом. Но момент действительно упущен. Абоненты воспринимают передачу данных как неотъемлемую, важную часть их пользовательского опыта, но они не приучены платить за эту услугу столько, сколько считают нужным операторы. Для операторов же важно вернуться в точку, когда доходы росли пропорционально скоростям и объемам потребления данных.

Это все требует изменения существующей парадигмы. Однако тут в игру вступают и иные факторы. Как неоднократно сообщалось в различных исследованиях, рост проникновения широкополосных технологий и услуг вызывает дополнительный рост экономики страны (ВВП). Таким образом, операторы вносят свой вклад в развитие экономики, и на них отчасти ложится бремя ответственности за экономическую эффективность государства.

Видите ли вы выход из сложившейся ситуации?

Он есть, но он не очевиден. Сложился порочный круг: мы находимся в точке, где чем больше пользователь потребляет данных, тем больше у оператора нагрузка на сеть и расходы на ее расширение. А инвестиции, в свою очередь, должны окупаться. Логично, что они окупаются за счет повышения цен на премиальные сервисы, но поднимать цены операторам становится все сложнее, поскольку конкуренция развивается, в основном, за счет снижения тарифов.

Я вижу решение в унификации мобильных услуг и переводе голоса на IP. Переведя голос в LTE, операторы смогут гомогенизировать сети (отпадет надобность в ресурсах 2G и 3G), а следовательно, у них появится возможность провести рефарминг частот, получить большие полосы спектра и, обладая таким мощным ресурсом, выйти на уровень сервиса 5G.