Редколонка / апрель 2014
Экспертное телевидение

Александр Силин, генеральный директор ООО "Аскон" (представитель группы каналов Eurosport в России)
Александр Силин
генеральный директор ООО "Аскон" (представитель группы каналов Eurosport в России)
© ComNews
01.04.2014

У крупнейших западных операторов анализом контента каналов занимаются специальные исследовательские отделы. В этом им помогают данные независимых исследователей – ​от подробнейшего анализа зрительских предпочтений до изменения рейтинга каналов в зависимости от положения в пакете.

В России операторы исторически выбирают каналы для включения в сеть исходя из собственных представлений об их популярности. Предпочтения абонентов учитывались в лучшем случае в качестве результатов нерегулярных опросов из серии "Какой канал вы хотели бы включить в сеть?", а также в виде звонков от абонентов как реакции на отключение того или иного канала.

В результате самым распространенным предложением стал пакет из неких каналов, подобранных по принципу "всем сестрам по серьгам". Подобный подход компенсировался тем, что операторы продавали все что угодно, но не контент, предоставляя абоненту право самостоятельно разобраться, что он хочет смотреть. Абонент ответил на этот подход фразой "Каналов много, а смотреть нечего" и отказом нести сколько-нибудь существенные расходы на оплату услуг платного ТВ.

Уникальность нашего рынка заключается в том, что за все время его существования эта модель не претерпела существенных изменений. У кого-то из операторов опросы абонентов стали чуть более регулярными. Кто-то расширил количество экспертов, имеющих право совещательного голоса, и стал при принятии решений оглядываться на данные TNS (именно оглядываться, так как эти данные фактически не предназначены для анализа привлекательности каналов в кабельных сетях, а на другие исследования отсутствует платежеспособный спрос). У многих операторов появились данные обратного канала, но при этом в штате нет профессионалов, которые могли бы с этими данными качественно работать, а также, по словам представителя TNS, ни у кого нет программно-аппаратного обеспечения, которое позволило бы наладить такую работу. Нам все также предлагают не совсем понятно как сформированные пакеты, которые очень часто напоминают платный рубрикатор.

Причина очень проста: до последнего времени подобный подход позволял оператору получать приемлемый доход с одновременной минимизацией затрат.

Тем не менее резкое замедление темпов роста абонентской базы кабельного ТВ и серьезные проблемы с увеличением ARPU заставляют операторов задумываться об изменении сложившейся модели. Сейчас почти через все отраслевые конференции лейтмотивом проходит знаменитая фраза: "Content is King!" Недавно было объявлено о создании компанией Viacom телеканала Paramount Channel специально для "Ростелекома". При этом была сформирована сетка вещания с учетом внутренней статистики "Ростелекома" и зрительских предпочтений его абонентов. Ничего подобного на нашем рынке до сих пор не было. Без сомнения, это событие является ярким признаком того, что нынешняя концепция предоставления контента абоненту кабельного ТВ в скором времени претерпит существенные изменения.

Журнал "Стандарт" № 3 (134), март 2014