Елена Воробушкова: "Побеждает тот, кто начинает максимально комплексно подходить к решению задач, актуальных для пользователей"
Елена Воробушкова
заместитель директора по маркетингу "СпейсТим холдинга"
© ComNews
07.05.2014

Проникновение систем мониторинга и управления транспортом в России (рынок муниципальных и коммерческих заказчиков) приближается к среднемировым показателям. Для навигационного рынка эта цифра составляет 15%. Как результат, наблюдается замедление темпов роста российского навигационного рынка. По итогам 2013 года навигационно-связным оборудованием было оснащено около 400 тыс. транспортных средств (примерно столько же транспорта было оборудовано в 2012 году).

Как отметил генеральный директор "СпейсТим холдинга" Алексей Смятских, замедлению темпов роста навигационного рынка способствовало несколько факторов: и снижение темпов роста экономики, и достигнутые высокие цифры по общему рынку проникновения систем мониторинга на рынке корпоративных и государственных заказчиков, и влияние ускоренного внедрения систем тахографического контроля.

В целом текущий этап можно охарактеризовать как подготовку участников рынка к новому этапу развития. Мощным толчком для дальнейшего формирования рынка могут стать крупные федеральные проекты, создающие массовый рынок. Например, "ЭРА-ГЛОНАСС" предполагает оснащение более 40 млн автомобилей. Все участники рынка готовятся к работе с массовым потребителем.

"С 1 января 2015 года будет введена в промышленную эксплуатацию система "ЭРА-ГЛОНАСС". От бизнеса должна пойти обратная связь в виде предложений по монетизации услуг и сервисов, предоставляемых на базе единой технологической платформы "ЭРА-ГЛОНАСС". Сейчас нужно решить, какие бизнес-модели создавать, какие услуги предоставлять, как получить отдачу от участия в совместных проектах", - отметила Светлана Хадонова, директор по маркетингу "СпейсТим холдинга".

По итогам работы участников VIII Международного навигационного форума и выставки "Навитех" выработаны следующие направления развития российского навигационного рынка.

Тренд первый. Акцент на массового потребителя

Выставка "Навитех" в полной мере продемонстрировала технологические возможности для предоставления навигационно-информационных услуг конечным потребителям. Всевозможные гаджеты на основе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS готовы помогать в решении вопросов мониторинга людей и домашних животных, обеспечении безопасности, ориентировании внутри помещений с получением различного контента и во многом другом.

Только за 2013 год объем продаж навигационных ошейников для домашних животных увеличился в несколько раз. Несомненно, в этом большая заслуга производителей навигационных чипов. Каждый год навигационные приемники уменьшаются в размерах, сохраняя при этом высокую работоспособность и точность определения координат объектов.

В качестве примера приведу ГЛОНАСС-портфель, разработанный "СпейсТим" в целях обеспечения безопасности школьников. Портфель позволяет родителям в режиме реального времени наблюдать за местоположением ребенка с любого устройства, имеющего выход в Интернет. В ранец встроен миниатюрный маячок, который срабатывает при нештатной ситуации, например нападении на ребенка, и отсылает родителям сигнал тревоги. Портфель также может "прослушивать" окружение ребенка. В случае опасности ребенок может сам нажать тревожную кнопку, также встроенную в портфель.

В ближайшее время высокие показатели роста также получат навигационно-информационные услуги и сервисы для владельцев автомобилей. Это связано с вводом в промышленную эксплуатацию системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

В рамках форума президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко акцентировал внимание участников, что в первую двадцатку самых инновационных компаний в мире входят 18 компаний, представляющих ИТ/телеком-индустрию и автомобилестроение. Поэтому новый инновационный виток будет происходить именно в области автомобилестроения.

"Уже создано два альянса, один - под эгидой Apple, другой - Google , в рамках которых ведется формирование нормативной базы, прорабатываются аспекты технического регулирования, создаются стандарты. Таким образом, автомобиль превращается в самый дорогой гаджет. Между участниками ведется борьба за стандарты: чей стандарт победит и какими услугами мы будем пользоваться в ближайшем будущем", - прокомментировал Александр Гурко. По его мнению, развитие современных технологий в автомобилестроении дает шанс российским компаниям также поучаствовать в создании новых технологий для новых рынков.

Тренд второй. Уход систем мониторинга и управления транспортом в новые рыночные сегменты

В условиях высокой конкуренции на рынке классических "коробочных" систем мониторинга создание узкоотраслевых, "нишевых", продуктов под бизнес отраслевого клиента – наиболее логичный бизнес-сценарий развития продуктовой линейки для большинства вендоров и системных интеграторов.

Рынок систем мониторинга транспорта далеко не исчерпал свои возможности, однако год от года наблюдается постепенное снижение доходности от классических коробочных решений. Это заставляет игроков искать новые способы развития бизнеса: во-первых, выходить на новые рыночные сегменты, во-вторых, делать акцент на системной интеграции, создавать сложные системы, функционирующие на стыке различных технологий, доля ГЛОНАСС-оборудования в которых не превышает 15%. Это комплексированные решения, заточенные под конкретные бизнес-процессы заказчиков.

Тренд третий. Участие в развитии проекта "ЭРА-ГЛОНАСС"

В ближайшем будущем единая технологическая платформа системы "ЭРА-ГЛОНАСС" может не только стать объединяющей технологической площадкой для развития потребительских услуг, но и позволит обеспечить работу систем (взимания платы с большегрузного транспорта, тахографического контроля, мониторинга и управления транспортом, экстренного реагирования при авариях и пр.) в одном едином многофункциональном устройстве.

Большой прогресс, по мнению экспертов рынка, происходит в рамках разработки и массового производства терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС". Более 20 иностранных и российских производителей разрабатывают оборудование с учетом требований системы.

Тренд четвертый. Развитие рынка страховой телематики

Система "ЭРА-ГЛОНАСС" предоставит новые возможности для автовладельцев, страховых и сервисных компаний. В рамках форума участники отметили, что до 1 июня 2014 г. будет принята поправка в закон об ОСАГО по использованию европротокола с применением устройств фото- и видеофиксации, а также спутниковой навигации ГЛОНАСС. Такая поправка также даст серьезный толчок для развития услуг страховой телематики на базе технологий ГЛОНАСС.

Тренд пятый. Участие в масштабных государственных проектах

В качестве ключевых трендов участники рынка выделили создание региональных навигационно-информационных систем в субъектах Российской Федерации, а также создание системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

"15 мая 2014 года планируется прием конкурсных предложений участников на создание системы взимания платы", - добавил Александр Гурко. К концу следующего года, по прогнозам экспертов отрасли, система взимания платы с большегрузных автомобилей будет создана.

Участники рынка в рамках Международного форума и выставки "Навитех" выделили основные тренды развития навигационного рынка. Однако стоит отметить, что и сам рынок постоянно меняется, меняется структура потребления услуг. Навигация на транспорте хоть и остается основополагающей, но уже включает в себя широкий спектр других технологий. Таким образом, побеждает тот, кто начинает максимально комплексно подходить к решению задач, актуальных для пользователей.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты