Точка зрения / июнь 2014
Артем Кудрявцев, президент ТТК

04.06.2014

Акционер "Транстелекома" (ТТК) - РЖД продлила контракт президента компании Артема Кудрявцева еще на три года. Приходя на эту должность в 2010 г., Кудрявцев обещал превратить "Транстелеком" из оператора, обслуживающего в основном нужды других операторов и собственного акционера, в компанию, более половины выручки зарабатывающую на массовом рынке, в частности на широкополосном интернет-доступе. В интервью "Ведомостям" Кудрявцев рассказывает, как "Транстелеком" движется к этой цели и отвечает на недавно брошенные в ее адрес обвинения в коррупции.

- Совет директоров компании продлил ваш контракт еще на три года. Поставил ли акционер - РЖД - перед вами новые задачи? Появились ли изменения в стратегии ТТК?

- Стратегия, которая была принята советом директоров в 2011 г. и сейчас реализуется, была рассчитана до 2015 г., и сейчас пришло время ее актуализировать в соответствии с текущей рыночной ситуацией. Плюс нужно продлить ее срок и понять, в каком направлении развивать компанию дальше, какие инвестиционные возможности использовать. Этим мы сейчас и занимаемся.

- Какие есть идеи?

- Основные направления не меняются - мы занимаемся магистральным бизнесом, оптовой передачей трафика, и второе крупное направление, которое мы начали в 2011 г. и где уже достигли очень существенных результатов, твердо находимся в топ-5, - это широкополосный интернет-доступ (ШПД). Сейчас у нас уже 1,6 млн абонентов ШПД. Рынок в средних и малых городах, на которых мы концентрируемся, еще не насыщен, у него большой инвестиционный потенциал, и мы видим там хорошие перспективы роста. В то же время надо рассмотреть и новые возможности. В частности, мы не можем пройти мимо тематики, связанной с беспроводными технологиями. Сейчас мы обдумываем, для каких бизнес-моделей сейчас существует и возможность, и рыночная ситуация.

- Когда вы представите предложения по доработке стратегии акционеру?

- По плану это будет обсуждаться на совете директоров уже в июне.

- Есть планы работать в крупных городах?

- Рост рынка по мере увеличения уровня проникновения замедляется, но это замедление происходит географически неравномерно. В крупных городах уже достигнута фаза насыщения: это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие миллионники и даже, наверное, 500-тысячники. А в малых и средних городах этого насыщения еще нет. Там очень важно не упустить время, быстро инвестировать и строить и уже сейчас получать долю рынка. Лояльность абонентов домашнего интернета, которые соединены с оператором проводом, гораздо выше, чем у абонентов, которые подсоединяются по другим технологиям. Поэтому та база абонентов, которая достигнута оператором, достаточно устойчива и не может сильно сократиться за короткий срок. Там нет массовых переключений, массовой миграции абонентов. Когда человек получает качественную услугу по кабелю, у него нет необходимости прыгать от одного провайдера к другому. Новое подключение - это почти всегда необходимость проложить в квартиру новый кабель, дождаться монтажника, разобраться с платежами - кому и куда платить; а все это для человека лишнее беспокойство. В крупных городах тоже присутствуем. ТТК работает почти во всех миллионниках (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), во многих 500-тысячниках. Но инвестпрограмму мы распределяем все-таки больше в сторону средних и малых городов.

- За какой период окупаются инвестиции в бизнес ШПД? Вы уже вышли с этим бизнесом на уровень безубыточности?

- Мы уже в первый год вышли на уровень операционной окупаемости - денежный поток от этого сегмента у нас положительный и очень существенный. Но сами инвестиции, конечно, окупиться еще не успели. Прошло всего три года, причем активно инвестировать мы начали с середины - конца 2011 г.; за такой срок полностью окупить инвестиции невозможно, горизонт планирования в этом бизнесе - пять-семь лет. Этими темпами мы и движемся.

- Два года назад вы говорили, что к 2015 г. розничный бизнес, прежде всего ШПД, должен обеспечивать не менее половины выручки ТТК. Какова структура выручки сейчас?

- В 2010 г., когда я пришел в компанию, ТТК представлял собой монокомпанию, практически все доходы которой были от оптовой продажи трафика. Этот бизнес и в мире, и в России сжимается, поэтому это очень финансово неустойчивая в долгосрочной перспективе ситуация. Поэтому и было принято решение идти в розничный бизнес, к конечному абоненту, так как эти два сегмента находятся как бы в экономической противофазе.

Промежуточный результат, на который мы рассчитывали, достигнут: примерно треть выручки и операционной прибыли мы уже собираем с розничного рынка. А к концу 2015 г. мы практически сравняем два сегмента (магистральный и розничный бизнес. - "Ведомости") по участию в OIBDA и в выручке компании. Выручка в данном случае для нас не столь важна, сколько OIBDA и денежный поток.

- Насколько быстро снижаются доходы в оптовом бизнесе?

- По нашей оценке, доходы операторов в оптовом бизнесе сокращаются в среднем по рынку на 4% в год и эта тенденция сохранится до 2018 г.

Трафик, который пропускают сети всех российских операторов и, в частности, наша, растет год от года практически экспоненциально. Пока мы не видим момента насыщения, хотя, конечно, есть понимание, что основные потребители - это все-таки частные лица, на них приходится основной объем перекачиваемой информации, а человек не может потреблять больше определенного объема трафика. В сутках только 24 часа, а человек не только сидит в интернете, он еще и другой жизнью живет. Поэтому в какой-то момент мы должны подойти к порогу насыщения, но пока это незаметно. До 2020 г. мы видим очень высокий рост объемов потребления [интернет-трафика].

Если раньше пропускная способность канала к абоненту составляла в среднем 1-2 Мбит/с - по такому каналу уже можно смотреть видео, но скачивать фильм нужно довольно долго, - то сейчас эти конечные линки расширяются. В Европе средняя скорость к абоненту составляет сейчас 8-10 Мбит/с, и в России она тоже приближается к 5-10 Мбит/с - на такой скорости уже можно смотреть очень высокого качества видео, закачивать в офлайн фильмы большого объема и т. д., чем люди уже и пользуются. Компьютер начинает интенсивно вытеснять телевизор, потому что с потоком 8-10 Мбит/с разницы в качестве изображения нет уже никакой, а интернет дает еще и интерактивные возможности - полные видеогиды, возможность записи программ и т. п.

Видео все чаще идет в HD и Ultra HD, и все это существенно увеличивает трафик. Объем трафика в сетях операторов примерно с 2008 г. ежегодно удваивался, сейчас, по мере удовлетворения основных потребностей большинства пользователей, рост сокращается, но в ближайшие 4-5 лет рост, по нашим оценкам, все равно будет составлять не менее 30-40% в год. Плюс электронные устройства, которые мало-помалу начинают между собой "общаться", - кофеварки, холодильники, музыкальные центры. Этого трафика мы пока еще не видим, он незначителен, но понятно, что по мере того как [эти устройства] становятся более интеллектуальными и проще настраиваемыми, они будут занимать пространство [в канале связи]. Постепенно весь дом человека будет подключен к интернету, и они будут все активнее взаимодействовать.

- В этой связи перед ТТК не встает задача очередного расширения полосы пропускания на оптоволоконной магистрали?

- Мы сделали очень большой технический рывок за 2013 г., а в этом году заканчиваем [эту работу]. Мы очень существенно умощнили опорную сеть, она теперь состоит из пяти макроколец, расположенных от западной границы России до границы с Китаем. Теперь она полностью резервирована и географически, и на уровне оборудования. Мы построили сеть по так называемой технологии 100 Гбит, которая позволяет на одной длине волны передавать 100 Гбит/с. Предыдущая технология разрешала [передавать] только 40 Гбит/с, а еще раньше - только 10 Гбит/с. Сейчас суммарная емкость нашей сети превышает 9 Тбит/с. Этого, по нашим расчетам, хватит до 2020 г.

- Расширение сети потребовало роста капвложений в прошлом году?

- Какого-либо незапланированного роста - нет, не потребовала, наша инвестиционная программа лимитирована нашими денежными потоками и объемами заимствований. Чтобы соответствовать ковенанте по финансовой устойчивости, мы должны держать показатель "долг к операционной прибыли" на уровне до 3, т. е. наш объем заимствований [должен быть] меньше трех годовых показателей OIBDA. Сейчас мы близки к этому уровню, но не превышаем его. Основные инвестиции мы направляем в рынок ШПД. Общие инвестиции в 2013 г. составили 7,8 млрд руб., из них 4,8 млрд руб. - инвестиции в развитие розничного бизнеса. Планируемые инвестиции на 2014 г. - 8,5 млрд руб.

- С какими финансовыми результатами ТТК закончил прошлый год?

- Точные цифры называть не стану пока, мы их еще не докладывали совету директоров. Но уже сейчас могу сказать, что основные показатели еще лучше, чем 2012 г. Важно, что выручка меняется структурно. Есть сегменты, из которых мы постепенно выходим, - это, например, оптовый междугородный трафик, который все больше распределяется внутри "большой четверки" (МТС, "Мегафон", "Вымпелком" и "Ростелеком". - "Ведомости"). Соответственно, у нас он уменьшается, причем достаточно быстро. Но рентабельность этого трафика составляла всего несколько процентов, поэтому потерять его не жалко. Уход этой части выручки замещается выручкой с гораздо большей рентабельностью, поэтому наша OIBDA растет высокими темпами, с 2010 г. прирост в разы.

- Когда ТТК должен в очередной раз продлевать договор аренды сети с РЖД? И нет ли планов договориться с акционером о продлении срока этого договора? Ведь до сих пор он всегда продлевался только на год.

- Мы арендуем у РЖД так называемые темные волокна в кабеле, в котором находятся и другие волокна, - чисто технологические, задействованные РЖД только для перевозок и не имеющие связи ни с какими коммерческими услугами. Все оборудование, которое образует каналы связи, находится на балансе ТТК. Действительно, сейчас у нас договор краткосрочный, который каждый год продлевается. Но мы подготовили долгосрочный договор аренды - на 10 лет, он сейчас на рассмотрении совета директоров РЖД.

- Президент РЖД Владимир Якунин недавно заявлял, что его компания рассматривает ТТК как инвестиционный актив. Не означает ли это, что в обозримой перспективе возможна продажа ТТК? Ведется ли подготовка к возможной в будущем сделке?

- В целом ТТК, конечно, является для РЖД активом непрофильным, хотя он и очень плотно задействован в технологических процессах. Поэтому рано или поздно он должен быть продан. В то же время этот актив отнесен к инвестиционной группе - это значит, что его стоимость должна быть увеличена путем инвестиций. Тех инвестиций, которые делает сама компания за счет собственного денежного потока либо средств, которые она может привлечь. Сама РЖД не инвестирует в ТТК.

Сейчас инвестиционный потенциал ТТК, как я это вижу, еще далеко не исчерпан, стоимость компании еще можно увеличить очень существенно. Пока никаких предпродажных шагов мы не делаем, хотя мы уже давно проходим международный аудит и деятельность компании полностью прозрачна.

- Раньше ТТК ориентировался на стоимость в 70 млрд руб. А какова ваша сегодняшняя промежуточная оценка?

- 70 млрд руб. - это была плановая цифра на конец периода (конец 2015 г. - "Ведомости"). Называть какие-то цифры сейчас, пока общая финансовая конъюнктура не стабилизировалась, было бы, наверное, не совсем правильно. Но мы точно видим, что те промежуточные цифры, которые мы для себя определяли, достигнуты.

- В СМИ звучала информация об интересе РФПИ к приобретению миноритарного пакета ТТК накануне продажи большого пакета. Известно ли вам о переговорах на эту тему с РФПИ - или, может, с кем-то еще?

- РФПИ - один из крупнейших в стране финансовых институтов, и мы находимся с ним в постоянном рабочем контакте, обмениваемся информацией, взглядами на то, как мы видим развитие ТТК, какие есть инвестиционные возможности. Что касается возможностей вхождения в капитал ТТК, это вопрос нашего акционера. Если стратегия будет предполагать инвестиции большие, чем сама компания может вложить, тогда одним из вариантов может быть привлечение стороннего инвестора: выпуск дополнительных акций и продажа ему миноритарного пакета. Это может быть нужно, например, для того, чтобы сделать какое-то крупное приобретение или резко ускорить темпы развития. Если такое решение будет, то, безусловно, РФПИ тоже получит возможность участвовать в сделке.

- Какие инвестиционные возможности, требующие существенных инвестиций, вы сейчас видите?

- Мы видим рынок ШПД, на котором можно быстрее развиваться, больше инвестировать и за [тот же] период времени занять более серьезную долю рынка. Это города, приближающиеся к 300 000+ и выше. Кроме того, порядка 30-35% рынка ШПД до сих пор не консолидированы, их занимают мелкие и средние провайдеры. Даже если вычесть отсюда нескольких сравнительно крупных независимых провайдеров, работающих в Москве и Петербурге, то все равно останется 20-25% рынка. Это несколько миллионов абонентов, и консолидировать их - очень интересная задача.

- Один из таких независимых активов - "Акадо". Она вас может интересовать как объект для поглощения?

- "Акадо" теоретически может быть объектом для поглощения. Но насколько органично это укладывается в нашу стратегию - вопрос неочевидный. Основной рынок для "Акадо" все-таки Москва, в регионах у них совсем маленький бизнес. А мы ожидаем, что компания, которую мы приобретаем, должна расти - у нее должен быть растущий денежный поток, позволяющий окупить наши инвестиции. А расти на рынке Москвы при сегодняшнем уровне конкуренции и с учетом некоторых технических особенностей, которые есть у сети "Акадо", достаточно сложно. Поэтому такое приобретение хотя и возможно, но, наверное, этот актив не будет для нас приоритетным для рассмотрения.

- А фиксированный бизнес "Вымпелкома"? Есть информация, что оператор все-таки может выставить его на продажу.

- Это, безусловно, очень интересная тематика. "Вымпелком" входит в топ-3 или топ-4 [российских операторов ШПД], у него более 2 млн абонентов. В отличие от всех мелких операторов там и уровень корпоративного управления, и качество сети, и управление сетью, и организация услуг высокие. Соответственно, этот бизнес интересен для приобретения. Если решение о его продаже будет принято, мы, конечно, сделаем предложение.

- Еще есть информация, что на продажу выставлена группа компаний "Антарес", отстаивающая права на частоты 1980-2000 МГц по всей стране. Такого рода активы ТТК не интересны?

- Мы изучаем те возможности беспроводных технологий, для которых есть место на рынке. Смотрим, для какого инвестиционного кейса сейчас есть потенциал. Глобально их два: это мобильная связь с мобильным интернетом и фиксированная, но беспроводная связь - когда устройство стоит дома и раздает интернет по всей квартире. От того, для какого сценария есть место [на рынке], какой из них может стать окупаемым с учетом конкуренции и планов "большой четверки", зависит наше отношение к частотам и к беспроводным активам. То есть сначала мы смотрим, какой бизнес может быть окупаемым, а потом решаем, на каких частотах он может работать.

Два сценария, о которых я упомянул, - это совершенно разный объем инвестиций, разные территории (с точки зрения размера города), разный уровень конкуренции и т. д. Когда мы поймем, какой кейс окупается и как он должен строиться, чтобы быть успешным, тогда уже будем смотреть, какие частоты доступны.

- А есть ли вообще место на рынке для пятого мобильного оператора?

- На мой взгляд, сегодня на рынке сложилась уникальная ситуация, в которой появление пятого оператора более чем вероятно. На мобильную связь сегодня приходится более 50% рынка телекоммуникаций, а к 2018 г., по прогнозам экспертов, будет приходиться до двух третей рынка. И, несмотря на насыщение, этот сегмент продолжает расти, претерпевая при этом качественную трансформацию: если раньше мобильный оператор был оператором голосовой связи, то сейчас все большее значение и долю в доходах получает передача данных, а голос становится дополнительной услугой. При этом передача данных в мобильных сетях - это особый сегмент с отличной от голосового экономикой и своим маркетингом, а это значит, что новый оператор, который сосредоточится именно на мобильной передаче данных, сможет уверенно занять свою нишу на рынке.

Развитию сегмента мобильной передачи данных способствует распространение технологии LTE и распространение устройств, которые используются преимущественно для доступа в интернет, - смартфоны, планшеты. Уже сегодня порядка 30% абонентов имеет более одной сим-карты: одна для голоса, а остальные - для мобильного ШПД. Конечно, сети LTE еще только строятся и исторических данных о том, как работает пятый или шестой оператор, нет ни в одной стране мира. Ранее считалось, что пятый оператор голосовой мобильной связи прибыльным быть не может, но сегодня, в новом сегменте рынка - сегменте мобильной передачи данных - ситуация совсем иная.

- В апреле в ряде СМИ несколько российских сотрудников Cisco Systems рассказали, что одно время эта компания платила большие откаты за возможность работать с ТТК, маскируя их под скидки, - якобы вместо обычных скидок оформлялся "возврат переплаты". Что вы можете сказать об этой истории?

- Кроме как ничем не обоснованным и неаргументированным враньем я это никак назвать не могу. "Транстелеком" действует в строгом соответствии с российским законодательством.

- Но надо сказать, что, в принципе, такие истории бывают. Вот недавно Hewlett-Packard официально призналась, что ее российская "дочка" в прошлые годы подкупала российских заказчиков.

- Ну, как говорится, эту часовню XIV в. не "Транстелеком" разрушил (смеется).