Лоран ле Моаль, вице-президент PayPal Europe
В сентябре 2013 года оператор электронных денежных средств PayPal разрешил клиентам переводить деньги на российские счета и оплачивать покупки в местных интернет-магазинах. Об итогах прошедшего года, планах на российском рынке и влиянии санкций рассказал репортеру ComNews вице-президент PayPal Europe Лоран ле Моаль.
- Год назад PayPal активизировал присутствие на российском рынке. Как вы оцениваете прирост пользователей?
- Действительно, мы дали нашим российским клиентам возможность переводить деньги на российские счета и платить в российских интернет-магазинах, то есть стали полноправными участниками рынка. После этого, как мы и планировали, произошел прирост пользователей. На конец 2013 года у нас в России более 1,4 млн активных клиентов.
- А сколько было до этого? Не секрет, что российские клиенты использовали ваш сервис, хотя и не могли платить в рублях на российских сайтах.
- До запуска было около миллиона активных пользователей. То есть, прирост за несколько месяцев составил 400 тыс.
- Какую динамику прироста вы прогнозируете?
- Российский рынок огромен, и он продолжает расти. Люди все больше покупают в Сети – как через "классический" Интернет, так и через мобильный. Это открывает массу возможностей, так что мы прогнозируем еще больший прирост пользователей.
До прошлого сентября российские пользователи оплачивали с помощью PaуPal покупки в зарубежных интернет-магазинах, теперь же они могут расплачиваться и на местных площадках.
- Каковы, на ваш взгляд, особенности российского рынка?
- Думаю, особенность в том, что здесь многие используют наличные деньги (впрочем, Россия - не единственный рынок, где они важны). Также у людей есть банковские карточки. Но PayPal может предложить клиентам больший уровень безопасности, чем при использовании карты, и дать дополнительную защиту при покупках онлайн. Следующий шаг – мы должны адаптировать продукт таким образом, чтобы люди могли использовать наличные вместе с нашей системой.
- На каких направлениях бизнеса вы собираетесь сосредоточиться в ближайшие пару лет?
- Самое важное для нас – развивать эффективное партнерство с продавцами и банками. Мобильный рынок в России сильно растет в отличие от многих стран, и у нас есть шанс стать первыми во многих отношениях в сегменте мобильных платежей.
- Как компания реагирует на инициативы, связанные с контролем рынка электронных платежей? Болезненны ли они для вас?
- Есть ограничения относительно того, что люди могут покупать онлайн за границей. И эти ограничения, наверное, не в интересах покупателей, ведь за рубежом приобретают то, что нельзя купить в своей стране, или то, что там дешевле. Мы обсуждаем, как сделать так, чтобы новые лимиты не повредили покупателям.
- Как конкретно PayPal планирует отстаивать свои интересы? Надеетесь ли вы добиться уступок со стороны законодателей?
- Переговоры ведутся всей индустрией в целом, мы лишь одна компания. Во главе угла стоят интересы потребителей.
- Как PayPal выстраивает стратегию на рынке в связи с событиями последних месяцев, когда США, Евросоюзом и Россией вводятся обоюдные санкции?
- Это сложный момент. Мы, как компания, ведущая бизнес в России, продолжаем работу с нашими российскими клиентами.
- Почувствовали ли вы на себе негативный эффект от введенных санкций? Как намерены его нейтрализовать?
- Практически не почувствовали.
- Собирается ли PayPal открывать новые офисы в России, набирать специалистов?
- Мы планируем сделать свое присутствие в России более локальным. Мы хотим лучше понимать своих клиентов. Но это не приоритетное направление для нас в ближайшее время – пока достаточно московского офиса. Мы можем взаимодействовать с клиентами по телефону, Интернету, нам не нужно общаться с ними лицом к лицу как в традиционном банковском бизнесе.
- Сколько человек сейчас работают в России и сколько вы планируете нанять? Как оцениваете профессиональный потенциал российских специалистов?
- Мы начали с 10-11 человек, к марту это количество удвоилось. Но вы понимаете, что мы глобальная компания, так что умножьте это число на пять – столько человек занимается российским рынком. Что касается рынка профессионалов – он очень конкурентный, мы видим много хороших кандидатов с отличными навыками, но нам крайне важен еще и интернациональный потенциал соискателя.