Валерий Кодачигов
15.01.2015

Московское правительство продолжает планировать ликвидацию воздушных линий связи, следует из материалов конкурсов на портале госзакупок. Семь конкурсов на разработку проектов благоустройства московских улиц и магистралей с общим бюджетом около 720 млн руб. объявила в конце декабря 2014 г. подведомственная департаменту капитального ремонта правительства Москвы дирекция капитального ремонта. Победители конкурсов среди прочего должны предусмотреть в своих проектах ликвидацию воздушных линий связи с их последующей подземной прокладкой.

Итоги конкурсов должны подвести в конце января 2015 г. Среди улиц, для которых надо спроектировать перенос воздушных линий, — Ленинградский проспект, пр-т Мира, Ленинградское, Ярославское, Каширское, Варшавское шоссе, вылетная магистраль от пр-та Сахарова до МКАД и др. В техзаданиях конкурсов речь идет только о проектно-изыскательских работах. Кто, когда и за чей счет должен переносить воздушные линии, не конкретизируется. Представитель департамента капитального ремонта отказался от комментариев.

Московские чиновники, операторы и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже не раз обсуждали вопрос о переносе воздушных кабелей под землю. В 2014 г. департамент топливно-энергетического хозяйства подготовил два проекта соответствующего постановления городского правительства. Тот, что полностью запрещал размещение кабелей в воздухе, забраковала ФАС, а второй вариант, который регламентировал порядок согласования воздушных линий связи, не устроил операторов. В конце 2014 г. выяснилось, что Мосгордума готовит поправки в городской закон о благоустройстве, фактически запрещающие воздушное размещение кабелей.

Департамент информационных технологий мэрии Москвы в целом поддерживает перенос воздушных линий под землю на вылетных магистралях и в историческом центре города как долгосрочную задачу, говорит его представитель Елена Новикова. В ходе реконструкции улиц это можно делать менее болезненно, предоставляя операторам "легкую" канализацию неглубокого залегания вдоль дорог, считает она. Но любые действия в этом направлении должны обсуждаться с операторами и учитывать их интересы и интересы абонентов, подчеркивает она.

Документы конкурсов из московского правительства в ФАС пока не поступали, говорит его представитель.

Идея мэрии Москвы облагородить облик города правильная, но к ее реализации надо привлечь операторов, определить, куда и как переносить кабели, провести аудит канализации, который до этого никто не делал, определить источники финансирования переноса и многое другое, рассуждает представитель "Акадо телекома" Денис Рычка.

Представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева не знает о готовящихся конкурсах, но обеспокоена тем, что источник финансирования переноса воздушных линий не определен. Это весьма существенные затраты — тут важна этапность, чтобы не нанести ущерб качеству и доступности услуг, считает она.

Воздушные линии связи переносить под землю надо, но существующей подземной инфраструктуры связи не хватит на всех, а в некоторых местах канализации просто нет, рассказывает гендиректор "Искрателекома" Алхас Мирзабеков. Поэтому сначала нужно решить, за чей счет будут строиться подземные коммуникации, ведь строительство канализации в Москве — капиталоемкое занятие. По его подсчетам, строительство 1 км кабельной канализации в столице стоит от 4 млн руб., прокладка 1 км кабеля в ней обходится еще в 120 000-150 000 руб. Самым логичным было бы строительство Москвой канализации за свой счет, чтобы потом город сдавал ее операторам в аренду по приемлемым тарифам, полагает Мирзабеков. Такой опыт уже есть и он показывает, что арендовать канализацию у городских структур выгоднее, чем у крупных операторов, говорит он.

Пока речь идет только о проектной документации, очень велика вероятность, что реальные действия по переносу отложат, так как во время кризиса никто не хочет дополнительно обременять операторов, а сам город платить за перенос воздушных линий в канализацию тоже не готов, отмечает источник, близкий к одной из структур московского правительства. Операторы уже обращались в мэрию с просьбой не ставить вопрос о демонтаже воздушных кабелей, добавляет он.

МГТС неоднократно заявляла о необходимости наведения порядка с воздушными кабелями — многие из них проложены с нарушением технологических норм и без соответствующих согласований, говорит представитель оператора Татьяна Мартьянова. МГТС готова обеспечить место в своих подземных коммуникациях для размещения кабелей любых операторов, уверяет она.