© ComNews
27.01.2015

В то время как различные государственные органы РФ год от года ужесточают контроль за пользователями услуг связи, среди бела дня по всем городам страны можно легко купить SIM-карту без паспорта и оформления договора.

"SIM-карты "Билайна" без паспорта, без оформления, SIM-карты "Билайн" без паспорта, без оформления", - бойко выкрикивал молодой человек, стоявший пару дней назад на входе в питерскую станцию метро "Московская" - ближайшую к единственному в городе аэропорту Пулково. Оказалось, что он предлагает "симки" с 200 рублями на счету за 200 руб., причем буквально через 30 секунд разговора цена снижается до 150 руб.

На вопрос репортера ComNews о том, как удается продавать SIM-карты без договора, торговец простодушно рассказывает, что фирма, от которой он работает, оформляет договоры на граждан СНГ, причем вымышленных. "Кто будет проверять эти паспорта?", - резонно вопрошает он. Начинающий бизнесмен добавил, что его фирма продает с нормальным оформлением не более 1% SIM-карт, а остальные – по липовым договорам. "Основные продажи идут людям из СНГ, а они не хотят светить свой паспорт, чтобы потом из-за пустякового долга сотовому оператору их не выпустили в Узбекистан или Молдову", - раскрыл кухонные тайны продавец.

Аналогичная картина уже несколько месяцев наблюдается в Москве - к примеру, у станции метро "Комсомольская". Здесь распространители SIM-карт "Билайна" и "МегаФона" не столь откровенны, но тоже не скрывают, что игнорируют требования операторов к оформлению продажи. В 2014 году между Ленинградским и Ярославским вокзалами шла даже не продажа, а бесплатная раздача "симок" со 100 рублями на счете. В ответ на запрос ComNews сотовые компании и крупнейшие ритейлеры отмежевались от подобной практики (см. новость от 29 августа 2014 г.), а сам процесс - случайно или нет - приобрел более цивилизованные формы. Но проблема, как видно, никуда не делась.

Мобильные операторы единодушны в осуждении недобросовестных дилеров. "Мы всегда выступали за ужесточение правил розничной торговли для уличных стоек и предпринимаем усилия для того, чтобы эффективно бороться с дилерским фродом, - подчеркивает руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников. - Раздача SIM-карт - это очевидный случай дилерского фрода, он требует разбирательств".

Пресс-секретари ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и "Tele2 Россия" Анна Айбашева и Ирина Рыбакова говорят о регулярных выборочных проверках паспортных данных и штрафах для тех дилеров, которые предоставляют неверную информацию. "При неоднократных нарушениях и в случае их неустранения договор с недобросовестным партнером может быть  расторгнут", - заверяет Анна Айбашева.

В то же время предупреждать болезнь проще, чем лечить - а тут сами игроки рынка признают наличие определенных проблем. "Согласно текущему законодательству, дилеры должны передавать оператору договоры с паспортными данным абонентов (и номерами зарегистрированных на них SIM-карт), и в нашем договоре с ними прописано, что они обязаны предоставлять достоверные паспортные данные, - объясняет Айбашева. - Однако, к сожалению, попадаются недобросовестные дилеры, которые могут давать недостоверные данные - например, зарегистрировать SIM-карту на третье лицо, а не на фактического получателя SIM-карты".

Таким образом, оператор оказывается лишен возможности проконтролировать, что абонент при покупке "симки" предъявил реальный паспорт. "Мы не продаем SIM-карты без предъявления паспорта, причем в наличии обязательно должен быть оригинал документа, удостоверяющего личность, а не его копия, - более категорична Ирина Рыбакова. - Менеджер салона Tele2 обязан заносить данные нового абонента в систему. Продавцам - нарушителям этих правил грозит штраф, кроме того, санкции будут наложены и на дилера".

Однако и "Tele2 Россия" признает, что в ее практике встречались "случаи подобных раздач SIM-карт недобросовестными дилерами". Рыбакова оговаривается, что они редки, однако трудно проверить, связано ли это с повышенной бдительностью оператора либо с тем, что он охватил еще не все регионы России. Все-таки абонентская база Tele2 пока заметно меньше, чем у конкурентов из "большой тройки".

"Есть и другая сторона проблемы - часто абоненты сами провоцируют продавцов продать им SIM-карту без предъявления паспорта или называют ложные данные, не предъявляя паспорт, - продолжает Анна Айбашева. - И, увы, иногда продавцы идут им навстречу".

Ключевой момент: обязательство продавца SIM-карты требовать у покупателя паспорт, принадлежащий ему лично, никак не зафиксировано в законодательстве и слабо контролируется на практике. Призывы к бдительности, веерные проверки, концентрация на развитии собственной сети продаж в противовес дилерам - все это способно решить проблему лишь частично.

Операторы пока не в силах нивелировать и более мелкие огрехи. За всю жизнь человек нередко меняет паспорт, иногда - обретает новые имя и фамилию. С недавних пор в России можно даже изменить пол. Однако на практике сотрудники сотовых салонов далеко не всегда при обслуживании клиента проверяют, верны ли его персональные данные. "У нас нет доступа к актуализированным данным о действующих паспортах, поэтому мы не можем проверить их соответствие",- констатирует Ирина Рыбакова. Это запросто приводит к тому, что человек, скажем, подает заявку на переход к другому мобильному оператору и… получает отказ. Потому что его данные в базе не соответствуют тем, которые он указал в заявке на перенос номера (см. колонку ComNews от 29 октября 2014 г.).

Удивительно, как при нынешней бдительности госорганов и их желании контролировать все и вся уполномоченные лица не обратили внимания на достоверность данных о владельцах SIM-карт. Ведь за небрежностью продавцов и изворотливостью дилеров могут стоять целые криминальные схемы. Ладно еще неуплаты по счетам, а если покупатель "левой симки", которого никак нельзя отследить, решит организовать теракт?

Хочется надеяться, что активность чиновников и депутатов, изобретающих новые и новые ограничения для российской ИКТ-отрасли, найдет достойное применение. И мы увидим конкретный, действенный и эффективный механизм, позволяющий наказать нарушителей, сделать прозрачной реализацию SIM-карт и дать простор как операторам, так и добросовестным пользователям.