Дарья Тросникова
06.02.2015

Украинская "дочка" Vimpelcom Ltd. — "Киевстар" — перестала оказывать услуги связи в Донецкой и Луганской областях после того, как в ее донецкий офис пришли вооруженные люди, которые повредили и обесточили региональный узел связи. Об этом сообщил на странице в Facebook президент "Киевстара" Петр Чернышев. Информацию подтвердил представитель Vimpelcom Ltd. Артем Минаев.

По оценке министра связи самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Виктора Яценко, "Киевстар" до отключения обслуживал 6% местных абонентов. Правда, эта оценка не вяжется с данными AC&M-Consulting, согласно которым по состоянию на конец сентября 2014 г. "Киевстар" обслуживал 42% всех украинских абонентов.

Кроме "Киевстара", по всей территории Украины, в том числе и на востоке страны, работает "МТС-Украина". Из информации на ее сайте следует, что оператор не планирует прекращать работу ни в Донецкой, ни в Луганской областях: компания продолжает работать и поддерживает в работоспособном состоянии 81% принадлежащих ей объектов связи в Донецкой области и 79% — в Луганской. Однако, по мнению сотрудника одного из сотовых операторов, работающих на территории Украины, и у "МТС-Украины" положение в любой момент может ухудшиться: ситуация на востоке Украины слишком нестабильная.

В мирное время выручка "Киевстара" на территории Донецкой и Луганской областей составляла около 1,5 млрд гривен в год, говорит управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев. Если предположить, что в ЛНР и ДНР все еще остается около 1/3 их прежнего населения, то "Киевстар" недополучит в годовом исчислении примерно 500 млн гривен, или чуть менее 5% ежегодной выручки, рассуждает он.

Через несколько часов после захвата офиса "Киевстара" министр Яценко заявил, что на территории ДНР и Луганской народной республики (ЛНР) должен появиться собственный оператор связи. Об этом со ссылкой на Яценко сообщило Донецкое агентство новостей. Оператор появится в течение 3-5 недель, пообещал чиновник: минсвязи ДНР организует открытый конкурс, заявки на участие в котором будут приниматься на сайте.

Исходя из срока, о котором говорит Яценко, местные власти наверняка рассчитывают использовать для запуска нового оператора инфраструктуру "Киевстара", предполагает сотрудник одного из российских операторов. Сотрудник другого утверждает, что "вопрос о создании нового оператора поднимался задолго до захвата помещений "Киевстара".

Минаев из Vimpelcom Ltd. уверен, что запустить нового оператора на захваченном оборудовании "Киевстара" невозможно ни в Донецкой, ни в Луганской областях: все ключевые системы контроля, мониторинга, управления и билинга находятся в головном офисе компании в Киеве. Кроме того, на участке сети, который оказался отрезан от "Киевстара", не поддерживается программное обеспечение, необходимое для работы оборудования, добавляет сотрудник одного из операторов, работающих на территориях Донецкой и Луганской областей. Сотрудник еще одной сотовой компании, которая работает на Восточной Украине, знает, что в распоряжении захвативших оборудование людей нет такого необходимого элемента сети, как коммутатор. Учитывая, что в регионе идут боевые действия, нельзя исключать, что любой из местных операторов в любой момент может оказаться в том же положении, что и "Киевстар", добавляет собеседник "Ведомостей".

Если на территории ДНР и ЛНР нет коммутатора, то обрабатывать звонки невозможно, констатирует гендиректор "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов: нужно ввозить и устанавливать коммутационное оборудование. Если же строить нового оператора решат с нуля, это займет по меньшей мере год, предупреждает он.

Технически возможно запустить оператора на оборудовании "Киевстара" и не используя коммутатор, считает Алексеев из AC&M-Consulting. Для этого нужно отключить все системы мониторинга и билинга и оставить работать сеть бесплатно, как в режиме чрезвычайной ситуации, — эта сеть будет постоянно падать, не принося экономической выгоды, но работать будет, рассуждает Алексеев.