© ComNews
09.02.2015

Минкомсвязи РФ год за годом улучшает предоставление госуслуг населению в электронном виде. И в целом все идет хорошо. Вместе с тем на местах по-прежнему не обходится без сбоев, и невольно возникает вопрос о том, почему же с завидной регулярностью происходят частные случаи, которые нивелируют благоприятное впечатление от общего развития электронных госуслуг в нашей стране.

Развитие электронных госуслуг идет в России уже не первый год. Минкомсвязи, подводя итоги работы Единого портала государственных и муниципальных услуг в 2014 году (а этот портал как раз и является "витриной" всей многоуровневой системы предоставления госуслуг в электронном виде), отмечало, что количество заказанных региональных услуг возросло на 112% - со 160 тысяч до 339 тысяч. Муниципальные услуги продемонстрировали рост на 643% - с 53 тысяч до 394 тысяч Также возросло количество заказанных федеральных услуг: в 2014 году пользователи заказывали услуги в электронном виде 16,8 млн раз против 12,9 млн в 2013 году.

Неплохо развиваются другие важные составляющие, необходимые для качественного и своевременного предоставления госуслуг населению в электронном виде. Например, модернизируется система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Недавно было объявлено о тестировании в продуктивной среде уже СМЭВ 3.0, и это не может не радовать.

Ложкой дегтя на фоне столь гармоничного и непрерывного развития становятся частные случаи работы порталов госуслуг в регионах. К сожалению, происходят эти случаи (когда граждане по каким-то причинам не могут получить обещанные госуслуги) как раз тогда, когда госуслуги гражданам более всего нужны.

Недавним резонансным примером стала история с порталом госуслуг Петербурга. В 2015 году в Петербурге изменился процесс подачи заявлений о приеме детей в первый класс. Власти исключили традиционный способ непосредственного обращения в школу, а вместо него ввели два новых: заявку можно подать в электронном виде через городской портал госуслуг или в одном из многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) с 1 февраля по 30 июня 2015 года. Естественно, родители будущих первоклассников захотели подать заявление как можно раньше, чтобы ребенок мог попасть в желаемую школу.

В итоге в первый же день подачи заявок (1 февраля) городской портал госуслуг Петербурга завис на добрых полдня. Региональная общественная организация "Санкт-Петербургский городской родительский комитет" приводит такую информацию: "Полноценный доступ к сервису восстановился лишь около 02 часов 01.02.2015 г. и проработал до 07:30, после чего портал практически полностью перестал отзываться на запросы пользователей. Любые попытки обращения к сервисам портала давали сбой, и лишь немногим гражданам удалось воспользоваться возможностью получения государственной услуги на портале вплоть до 13 часов 10 минут 01.02.2015 г. После этого времени портал стал работать в штатном режиме, и граждане смогли оформить заявления". Эта организация (и не только она одна) после произошедшего подготовила обращение в Прокуратуру Петербурга с просьбой разобраться и привлечь к ответу тех, в чьем ведении находится функционирование портала госуслуг.

Почему же с завидной регулярностью происходят вот такие "частные случаи"? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но общая тенденция развития электронных госуслуг за последние годы может дать ключ к пониманию ситуации.

Изначально, когда идея предоставления государственных услуг в электронном виде только начинала реализовываться в России, идеология их предоставления предполагала, что все госуслуги без исключения должны быть доступны в электронном виде и в режиме "единого окна", на общей платформе - Едином портале государственных услуг. Сначала туда предполагалось вывести все госуслуги федеральных ведомств, а со временем и региональные, и даже муниципальные услуги.

Однако затем цельная идея начала обрастать частными случаями. Например, в какой-то момент было принято решение даже по федеральным госуслугам на Едином портале государственных услуг выставлять не все госуслуги, а только "самые популярные". Затем произошло еще одно значимое событие – регионам дали возможность развивать региональные госуслуги в электронном виде своими силами, на тех платформах, ресурсах и знаниях, которые у них есть.

Еще в 2010 году "Ростелеком", за год до этого избранный российским правительством единственным исполнителем в деле проектирования и создания инфраструктуры электронного правительства, начал продвигать в регионах инвестиционно-сервисную модель. Разработав (с привлечением пятерки крупных ИТ-компаний) типовое решение электронного правительства, он предлагал региональным властям не приобретать его, а использовать как услугу – по принципу Software аs а Service (SaaS), внося ежегодную абонплату. Размер этой платы "Ростелеком" установил на уровне 15 млн рублей в год, но некоторые регионы сочли ее завышенной и взялись за создание порталов госуслуг своими силами.

"Ростелеком" рассчитывал продать типовое SaaS-решение по электронным услугам и муниципалитетам, оценивая годовую плату для них в сумму от десятков тысяч до 500 тысяч рублей, в зависимости от востребованной инфраструктуры.

Аналитики ComNews тогда подсчитали, что в случае поголовного подключения к SaaS-услуге "Ростелекома" все субъекты Федерации и все 24 тысячи муниципальных образований страны (при среднем чеке 200 тысяч рублей в год) сообща будут платить государственной телефонной компании свыше 6 млрд рублей в год, что было сравнимо с 10% ее годовой выручки (МРК тогда еще не влились в "Ростелеком").

Однако идея тотальной централизации предоставления государственных услуг всех уровней в электронном виде стала размываться. "Ростелеком" не получил и четверти этих денег, но это вовсе не значит, что федеральные и региональные государственные органы сэкономили. Только федеральные органы власти РФ ежегодно тратят на информатизацию 80-100 млрд рублей, а суммарные затраты региональных властей и муниципалитетов вообще никто не берется оценить.

Каждый регион и муниципалитет с радостью тратит деньги на реализацию электронных госуслуг, так как ИТ является излюбленной сферой откатов и обогащения чиновников. При этом в каждом регионе делаются одинаковые ошибки и набиваются одинаковые шишки, избежать которых могла помочь лишь централизация. До тех пор пока каждый регион и муниципалитет будет воплощать электронные госуслуги по своему разумению, провалы и скандалы, подобные истории с электронной записью в питерские школы будут возникать с печальной регулярностью.