© ComNews
24.02.2015

Законопроект об "антипиратском оброке", предложенный группой энтузиастов во главе с режиссером Никитой Михалковым, переживает новые приключения. Инициатива встретила единодушный отпор участников отрасли и ее регуляторов, но, вместо того чтобы "похоронить" проект, правительство отправило его на доработку.

Никита Сергеевич - выдающийся режиссер и яркий общественный деятель, однако его законотворческая активность вызывает недоумение у знатоков рынка (см. колонку ComNews от 14 ноября 2014 г.). Для тех, кто пропустил предыдущие серии, напомним: четыре с лишним года назад возглавляемый Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) получил новое право - собирать авторские отчисления с производителей и импортеров записывающей техники и чистых носителей. К таковым относятся DVD-проигрыватели, компьютеры и ноутбуки, видеокамеры, компакт-диски, флеш-карты, кинопленки, мобильные телефоны и даже гарнитуры к ним.

С тех пор ситуация изменилась. CD и DVD постепенно выходят из употребления, однако "флешки" и стационарные компьютеры, не говоря уже о видеокамерах, телефонах и ноутбуках, по-прежнему пользуются спросом. Но РСП решил не останавливаться на достигнутом и в прошлом году предложил интернет-провайдерам отчислять некоей "организации, аккредитованной правительством" (читай - самому Союзу) сбор за "глобальную лицензию", позволяющую абонентам беспрепятственно скачивать в Интернете музыку, фильмы, программы и другой авторский контент. Организация, в свою очередь, распределит отчисления среди правообладателей.

Соответствующие поправки в законодательство, разработанные с подачи РСП Министерством культуры РФ, вызвали протест не только у провайдеров, но и у отраслевых ведомств, ассоциаций и даже некоторых правообладателей (см. новость ComNews от 26 декабря 2015 г.). "Если кто-то хочет свести на нет все усилия, которые государство и отрасль на протяжении последних двух лет предпринимали, чтобы бороться с пиратством, то идея глобальной лицензии или налога на пиратство идеально для этого подходит", - был категоричен замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. Операторам "придется повышать стоимость своих услуг, а маленькие фирмы в основном и выживают за счет низких тарифов", - указывал начальник Управления транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Рутенберг.

Другие участники дискуссии отмечали, что оборудование, контролирующее трафик с тех или иных "авторских" сайтов, очень дорого стоит, а сама идея подобного контроля ставит под сомнение тайну переписки и личной жизни. Изрядная часть пользователей Интернета, на которых операторам придется переложить сбор денег для правообладателей, вообще не скачивает контент, ограничиваясь просмотром новостей и соцсетей. Кроме того, подобный сбор обладает всеми характеристиками налога, но почему-то выплачивается не государству, а некоей частной компании.

Такое единство - редкость даже в нынешнее время, когда в Государственную Думу поступает множество инициатив одна интереснее другой. И вот на прошлой неделе "красный свет" законопроекту дало Главное контрольное управление (ГКУ) администрации президента РФ. Формально мнение администрации не имеет особого статуса (этот орган не участвует в обсуждении законов), но, учитывая ее вес в сегодняшней России, отзыв ГКУ означал крест на проекте.

Однако первый вице-премьер Игорь Шувалов не забраковал идею "глобальной лицензии", а всего лишь отложил рассмотрение вопроса до 30 марта и поручил Минкультуры дополнительно изучить идею с учетом замечаний ГКУ. До 2 марта министр культуры Владимир Мединский должен будет представить в правительство проект доклада президенту РФ Владимиру Путину.

Возникает законный вопрос: почему чиновники цепляются за законопроект, который никому не по душе, чего они добиваются и в чьих интересах действуют?

Поскольку правительство и администрация - инстанции достаточно закрытые, можно лишь строить гипотезы большей или меньшей степени достоверности. Вполне возможно, что Игорю Шувалову не очень важен законопроект, однако отвергнуть его с порога - значит поставить в неловкое положение Владимира Мединского, который с боем эту инициативу отстаивал. Учитывая политическую значимость Минкульта в последнее время, ведомству могли дать шанс сохранить лицо и переоформить предложения так, чтобы из них ушла скандальность.

Другой вероятный резон - смерть законопроекта общественное мнение может истолковать как победу "пиратов", а этого государство допустить не готово. Информационная безопасность должна быть под надежным контролем, посему лучше символическая, но победа. Пусть от первоначальных идей ничего не останется, зато закон будет принят.

Кроме того, Шувалов известен как человек, не склонный к резким движениям. "В нашей с вами новой истории было множество случаев, когда власти пытались предпринять нечто для того, чтобы ситуацию в обществе изменить, развивать политические институты, экономические институты, но одно неумелое движение - и все приводило к совершенно противоположным результатам, - рассказывал чиновник в интервью телеведущему Владимиру Познеру. - Изменение должно проходить эволюционным, постепенным способом, не допуская каких-либо резких скачков". Возможно, вице-премьер склоняется к мысли, что лишнее время на раздумья едва ли повредит делу и в случае с рассматриваемым законопроектом.  

Ну и, наконец, подобная живучесть "закона Михалкова" неизбежно вызывает к жизни конспирологические теории. Мол, за этим проектом стоит такая сила, что даже общественная обструкция неспособна поколебать ее решимость. Хотя, учитывая негативный отзыв ГКУ, страшно представить, что это может быть за сила.