© ComNews
23.03.2015

Конец прошлой недели ознаменовался громким разоблачением: агентство Bloomberg сообщило, что бизнесмен Евгений Касперский передает конфиденциальные данные о клиентах российской разведке. Подтверждением этому якобы служит то, что он каждую неделю в компании сотрудников спецслужб... ходит в баню.

По утверждению Bloomberg, c 2012 года "Лабораторию Касперского" покинули высокопоставленные менеджеры, на место которых во многих случаях пришли люди, имеющие тесные связи с российскими военными или разведывательными структурами. Некоторые из них якобы активно помогают ФСБ в расследованиях, используя информацию о пользователях компании. Сам Евгений Валентинович "еженедельно ходит в баню в группе из 5-10 человек, среди которых обычно бывают сотрудники российских спецслужб".

В ответ предприниматель заявил, что кроме публичных фактов статья информагентства содержит "домыслы, предположения, выводы, основанные на неверной информации и ложно истолкованные". "Надо бы еще выяснить имена негодяев, которые такой инсайд сдавали. И что они накопали? Да ничего!" - возмутился Касперский.

"Тайная, никому не известная информация, представляющая крайнюю ценность для следствия и которая однозначно подтверждает тот факт, что я - русский шпион", - пояснил он и перечислил тезисы статьи: "Я хожу в баню (когда в Москве), мы увольняем менеджеров (да у какой компании этого не бывает?), многие в компании говорят по-русски (увы, это генетический огрех), наш юрдиректор служил в 18 лет срочку на границе, все".

Как бы ни обстояли дела, из регулярного посещения помывочной вместе с друзьями-спецслужбистами действительно не следует "слив" служебной информации органам, где эти друзья работают. Ни в каком суде такие "доказательства" не пройдут. А вот карьеру человеку они испортить могут.

Евгений Касперский сумел сделать бизнес не только в России, но и на зарубежных рынках - в Великобритании, Китае, Франции, США, Германии, Румынии, Японии, Южной Корее, Нидерландах, Польше, ОАЭ и Канаде. Его фирма входит в шестерку лидирующих производителей программных решений для защиты конечных устройств. Многие компании отрасли с удовольствием бы подвинули бойкого и харизматичного предпринимателя, заняв его место. Обострившаяся на фоне геополитического кризиса шпиономания - хорошая почва для реализации таких желаний.

Касперский - не первая фигура на российском ИКТ-рынке, сталкивающаяся с подобным нажимом. В конце июля под санкции Евросоюза подпал российский инвестор Константин Малофеев, обвиненный в поддержке повстанцев на Донбассе. Ранее, в мае, из Крыма вынужденно ушел СDMA-оператор "Телесистемы Украины", принадлежавший бизнесмену Игорю Коломойскому - ныне губернатору Днепропетровской области, одному из главных лиц новой украинской власти. При этом в России время от времени раздаются голоса, призывающие убрать из страны "басурманские" компании вроде Microsoft, Google или Oracle, которые-де работают "на благо врага". Аналогичные призывы звучат и на Украине, но уже по отношению к российским фирмам.

Однако выдавливание с рынка конкурентов нерыночными методами использовалось в разных странах и до обострения международной обстановки. Три года назад, в последний день Mobile World Congress 2012 (MWC) в Барселоне, организующая этот мировой форум глобальная ассоциация GSMA объявила, что расторгла контракт на участие в MWC 2013 с российской фирмой CBOSS за "нарушение правил шоу" (см. колонку ComNews от 26 марта 2012 г.). CBOSS, предлагая посетителям MWC принять участие в "масштабном творческом исследовании рынка", публично обещала авторам самых оригинальных идей приглашение на закрытую вечеринку с участием "звезд CBOSS" (девушек из традиционного данс-шоу, выступающих на стенде компании) с последующим персональным интервью за ужином с одной из них.

Уже в дни выставки в блогах появлялись перепосты листовки CBOSS, сопровождаемые ругательными комментариями. "Предложение женщины на вечер вызвало гнев топ-менеджеров телеком-компаний женского пола, - констатировала газета The Telegraph. - Они сочли, что GSMA, которую финансируют крупнейшие мировые телеком-компании, попросту закрывает глаза на откровенно сексистское поведение". Сами спонсоры подключились тут же: "Если это так, - заявили в компании Vodafone, финансирующей выставку, - то такая практика очевидно неприемлема".

В результате CBOSS смертельно обиделась на организаторов MWC и не вернулась на выставку ни в 2014-м, ни в 2015 году. За устроенной обструкцией руководители компании видят козни конкурентов и, надо сказать, имеют право так считать.

Так что если "сливы", подобные рассказам о походах Касперского в баню, подействуют на общественное сознание и клиенты его "Лаборатории" начнут разрывать контракты, бизнесмен будет вынужден покинуть западные рынки. И абсолютно неважно, подтвердится в итоге эта информация или нет. Будь главный вирусолог Рунета трижды безупречен, его оппоненты свое дело сделают.

Остается надеяться, что Евгений избежит подобного и сможет задушить вирус черного PR в зародыше.