© ComNews
26.03.2015

Минкомсвязи дало положительное заключение на продажу SIM-карт мобильных операторов через специальные терминалы - "симкоматы". Участники рынка расходятся в оценке эффективности такого типа устройств.

О позиции министерства заявил производитель "симкоматов" - ижевское ООО "Терминальные решения".

11 февраля 2015 г. директор компании Артем Субботин на встрече с министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Никифоровым в Казани попросил главу регулятора дать официальное разъяснение, имеет ли правовую основу договор, заключенный с пользователем услуг мобильной связи через "симкомат", или нет. В законе "О связи" не прописана возможность дистанционной идентификации клиента, поэтому сотовые компании опасаются, что она повлечет за собой риск признания договоров с использованием "симкомата" недействительными, напомнил руководитель "Терминальных решений".

Спустя неделю, 18 февраля, директор казанского технопарка в сфере высоких технологий "ИТ-Парк" направил Николаю Никифорову предложения внести конкретные поправки в Федеральный закон "О связи" и в "Правила оказания услуг телефонной связи", позволяющие сотовым операторам беспрепятственно использовать "симкоматы".

Еще через месяц, 22 марта, "ИТ-Парк" получил официальный ответ за подписью замглавы Минкомсвязи Дмитрия Алхазова. "Следует отметить, что порядок идентификации абонента при заключении письменного договора об оказании телефонных услуг связи… не регулируется, - говорится в документе. - Оператор связи вправе самостоятельно определять способы и порядок такой идентификации лица, имеющего намерение заключить договор об оказании телефонных услуг связи".

"Следует также отметить, что официальная письменная форма договора об оказании телефонных услуг связи не означает, что такие договоры нельзя заключать дистанционным способом, например заключение договора с использованием электронной подписи", - продолжает замминистра. "На основании изложенного законодательство Российской Федерации не запрещает использование "симкоматов" при заключении договоров об оказании услуг связи, и для заключения указанных договоров дистанционным способом не требуется дополнительного законодательного регулирования", - резюмирует чиновник.

"Я считаю, что эту технологию можно распространить и на другие операции, которые требуют идентификации по внутренним документам, - например, выдача банковских кредитов или страховых полисов", - отметил в связи с этим глава "Терминальных решений".

По его словам, стоимость производства "симкомата" составляет от $6,5 тыс. (около 373 тыс. руб. по курсу Банка России на 26 марта 2015 г.) до $7,8 тыс. (около 448 тыс. руб.) в зависимости от места производства терминала - Китай или Россия - и его комплектации. С некоторыми операторами компания уже реализовала отдельные проекты, заметил Артем Субботин в беседе с репортером ComNews.

"У нас стартовали продажи для России и мира в целом. Идут заказы из Индии, ОАЭ, Омана, Испании, - рассказывает Артем Субботин. - В России некоторые операторы уже протестировали решение и просчитывают возможность закупки".

По его словам, "Терминальные решения" установили и обслуживают один "симкомат" для ОАО "Ростелеком" в Петербурге, два - для ООО "Мотив" в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге, один - для ЗАО "Белорусская сеть телекоммуникаций" (бренд life:)) в Минске. Пользователей еще восьми действующих аппаратов фирма не называет, так как связана соглашением о неразглашении.

Сотовые операторы, опрошенные ComNews, неоднозначно высказываются о проекте. "Мы видим, что клиентам удобнее прийти в салон, где можно не только купить SIM-карту, но и получить консультацию по любому вопросу, пополнить счет или посмотреть устройства или аксессуары", - говорит пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Алия Бекетова. По итогам 2014 г. продажи в салонах "МегаФон Ритейл" увеличились на 14,7%, напомнила она.

"У нас был пилотный проект по установке "симкомата" в Петербурге, - отметил руководитель департамента стратегических коммуникаций ООО "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) Константин Прокшин. - Мы считаем, что это нишевая, хотя и небезынтересная услуга, поэтому не стали тиражировать ее далее".

С другой стороны, представитель ООО "Скартел" (бренд Yota) подчеркнул, что этот оператор давно присматривается к технологии и общается как с поставщиками "симкоматов", так и с производителями систем распознавания. "Мы рады, что регулятор высказал понятную позицию по данному вопросу", - заключил он.

Пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева воздержалась от комментариев. Не предоставила каких-либо разъяснений и пресс-служба ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). Источник на рынке, близкий к одному из игроков, выразил сомнения в том, что "симкоматы" смогут оперативно связываться с базами информации о гражданах России и проверять достоверность предоставленных паспортных данных. На его взгляд, также непонятно, как будет вести себя абонент с полученной в "симкомате" картой и не решит ли избавиться от нее при первой возможности.

Открытие салона продаж среднего размера обходится российскому оператору примерно в 2 млн руб., отмечает собеседник ComNews.

До девальвации в декабре прошлого года стоимость открытия одного полноценного салона "большой тройки" (МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом") находилась в диапазоне 0,8-1,3 млн руб., приводит свои данные финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин. "Если проводить аналогии со стоимостью разных видов терминалов платежных систем, я не думаю, что "симкомат" будет обходиться при его массовом производстве дороже 110-160 тыс. руб.", - предполагает он.

Несмотря на более высокие расходы, салон способен зачастую генерировать больше чистой прибыли, в том числе за счет продаж электроники и сопутствующих товаров, разъясняет эксперт. Кроме того, ранее введенная почти всеми операторами система Revenue sharing не позволит много заработать на продаже SIM-карт "некачественным" абонентам с высоким показателем оттока, добавляет он. "Думаю, "симкоматы" займут узкий сегмент рынка", - резюмирует Тимур Нигматуллин.

Возможность предъявления паспорта машинным средствам в целях удостоверения личности на сегодняшний день не урегулирована, обращает внимание независимый адвокат Александр Титов. "Полагаю, что требование о предъявлении паспорта подразумевает, что именно человек, а не машина, может определить тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии", - говорит юрист, ссылаясь на ст.84 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" и Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС) России от 19 августа 2013 г. №352.

Разъяснения Минкомсвязи адвокат оценивает как неоднозначные, однако призывает более широко рассматривать внедрение технологии идентификации гражданина машинами. "Законодательное регулирование машинной формы удостоверения личности позволит заменить ими не только сотрудников частных компаний, но и государственных служащих, например пограничников в пунктах пересечения границы", - подчеркнул Александр Титов.