Новости / май 2015
МТТ шлет облака в Европу и Азию

© ComNews
27.05.2015

ОOO "МТТ Групп" намерено в 2015 г. начать активное продвижение облачных телеком-платформ и других услуг компании на зарубежные рынки. В частности, для этого оно специально создает дочернюю компанию Apico, которая расположена в Ирландии. По итогам 2014 г. доля выручки МТТ в иностранной валюте составила более 10% в общем объеме выручки, а в 2015 г. оператор намерен существенно нарастить этот показатель.

Об этом рассказал генеральный директор ОАО "МТТ" Евгений Васильев.

"Важная задача для МТТ на 2015 г. - вывести облачные продукты компании на международный рынок. Мы говорим об облачной телеком-платформе. МТТ уже создало в Ирландии компанию Apico, которая будет развивать направление телеком-платформ за пределами РФ - на европейском и азиатском рынках", - отметил Евгений Васильев.

По его словам, Apico сейчас находится в стадии создания. Формально, как юридическое лицо, компания была зарегистрирована в апреле, у нее есть сайт с перечнем продуктов, услуг и их ценой. "Требуется соблюсти еще некоторые формальности, для того чтобы компания начала непосредственную работу", - пояснил генеральный директор МТТ. "Apico - 100%-ная дочка МТТ", - уточнила директор по корпоративным коммуникациям "МТТ Групп" Анна Бойко.

Облачная телекоммуникационная платформа позволяет корпоративному клиенту самостоятельно сконфигурировать и использовать такие услуги, как международные и локальные звонки, сервисы коротких сообщений, виртуальные номера, бесплатные звонки с сайтов, брендированные приложения для звонков и др. Как пояснил репортеру ComNews представитель компании, эти услуги позволяют монетизировать абонентские базы интернет-проектов. К концу 2014 г. клиентами телеком-платформы МТТ стали такие игроки Рунета, как "Яндекс", Mail.Ru, Авто.ру, Avito.ru и т.п.

Кроме того, МТТ планирует к концу 2015 г. начать продавать на европейском рынке продукт "МТТ Бизнес" (телекоммуникационные сервисы VoIP, "виртуальная АТС" и др.; см. новость ComNews от 15 апреля 2015 г.). Что касается России, то маржинальность (gross margin) этой услуги составляет свыше 50%.

"Маржинальность транзитного бизнеса МТТ сегодня чуть менее 50%", - отметил Евгений Васильев. Он напомнил, что у МТТ есть три международных центра - во Франкфурте, Нью-Йорке и Гонконге. Там стоят узлы, через которые МТТ во многом взаимодействует с международными операторами. "Эти узлы мы будет расширять, в том числе и для того, чтобы оказывать услуги МТТ для конечного рынка на территории других стран", - отметил гендиректор компании.

В основном именно транзитный бизнес приносит компании доходы в иностранной валюте, доля которых в общей выручке компании составляет 10%. Оператор только начал ставить перед собой задачу зарабатывать иностранную валюту по другим направлениям, таким как телеком-платформы и "МТТ-Бизнес". По словам Анны Бойко, оператор намерен существенно увеличить выручку в иностранной валюте в 2015 г.

"Мы понимаем, что если строим долгосрочную стратегию и если есть продукты, никак не привязанные к территории, мы можем их эспортировать. По большому счету это довольно легко сделать", - говорит Евгений Васильев. По его словам, за счет продажи подобных продуктов МТТ сможет поднимать объем валютной выручки и хеджировать риски, связанные с волатильностью рубля. Для роста валютной выручки от транзита, наоборот, нет предпосылок, так как общий объем трафика между Россией и миром сократился из-за снижения бизнес-активности, уменьшения туристического потока из России, снижения числа мигрантов, а также из-за активности ОТТ-сервисов.

"Если говорить про дальнюю перспективу, то для нас достаточно интересно развивать MVNO за пределами России", - отметил Евгений Васильев. Виртуальный оператор Aiva Mobile, предназначенный для трудовых мигрантов из стран Средней Азии, пока работает в Таджикистане. Его абонентская база насчитывает около 40 тыс. абонентов, причем число клиентов оператора активно растет, так как начинается летний сезон. "До конца 2015 г. мы выйдем на показатель 100 тыс. абонентов", - подчеркнул он. В 2015 г. оператор намерен запустить этот проект в Узбекистане, Киргизстане и Финляндии (см. новость на ComNews от 9 апреля 2015 г.).

Аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин умеренно положительно оценивает планы компании по экспансии на рынки Европы и Азии. "С учетом негативной экономической ситуации даже быстрорастущие рынки высокотехнологичных телеком-сервисов в РФ находятся под давлением. Поэтому даже сравнительно высоко зарегулированные рынки Европы и Азии выглядят все более привлекательно. Тем более, нельзя забывать о выгодах от региональной диверсификации", - отметил он. На его взгляд, сервисы МТТ обладают значительным ценовым конкурентным преимуществом, и компания сразу займет небольшую долю новых рынков за рубежом.

Руководитель департамента беспроводных технологий аналитической фирмы J'son & Partners Consulting Виталий Солонин отметил, что МТТ имеет опыт успешного международного сотрудничества с зарубежными операторами в качества транзитного оператора. "Теперь задача стоит более сложная - выход на рынок корпоративных пользователей с высокой конкуренцией, особенно на развитых рынках IP-коммуникацией и облачных сервисов Западной Европы", - говорит он.

Экспансию будет сдерживать слабый рубль, полагает Тимур Нигматуллин. "Поскольку у МТТ доля выручки в иностранной валюте составляет около 10%, для инвестиций, вероятно, придется закупать оборудование и ПО по невыгодным валютным курсам. При этом долговое финансирование будет затруднено из-за геополитических факторов", - считает он.

Виталий Солонин напомнил, что несколько лет назад МТТ уже заявлял о выходе на зарубежные рынки при поддержке Минэкономразвития. Тогда  речь шла, в первую очередь, о таких странах как, Китай, Индия и Турция, а также страны Таможенного союза. "В условиях санкций МТТ будет сложно рассчитывать на успех в Европе, вероятно потребуется привлечение местных партнеров",- говорит эксперт.

Другой игрок рынка VoIP - Mango Office (ООО "Манго Телеком") тоже стремится на зарубежные рынки: в сентябре он выходит в Германию и создает там полную инфраструктуру, открывает офис с функциями маркетинга, продаж и поддержки. "Mango Office выходит на рынок Германии как провайдер облачных сервисов и оператор связи - мы развернули узел связи во Франкфурте-на-Майне, получили лицензии от надзорного органа и номерную емкость, - отметила директор по региональному развитию Mango Office Эльвира Рудакова. - Такая схема работы позволяет компании предоставлять облачные сервисы не только клиентам в пределах Германии, но и на территории других стран Европы".

В странах СНГ Mango Office пока оценивает емкость и спрос со стороны местного бизнеса на облачные решения. "Например, мы анализируем рынок Казахстана. На данный момент, по нашим оценкам, потенциал рынка Европы все же выше, отчасти в связи с тем, что в странах СНГ более сложное законодательство", - уточнила Эльвира Рудакова.

Что касается финансовых итогов ООО "МТТ Групп", то выручка в 2014 г. по US GAAP выросла на 32% - до 17,1 млрд руб., по сравнению с 12,9 млрд руб. годом ранее. Показатель EBITDA компании в 2014 г. увеличился на 67% - до 753 млн руб., по сравнению с 450 млн руб. в 2013 г. В 2014 г. соотношение чистый долг/EBITDA составило 2,6 против 5,3 годом раньше. Оператор связывает позитивную динамику с развитием новых сервисов и технологий, а также существенным ростом доли B2B-сегмента в доходах компании. Чистая прибыль в 2014 г. составила 116 млн руб. и осталась на уровне 2013 г. из-за влияния курсовых колебаний 2014 г.

Евгений Васильев отметил, что выручка в 2015 г., скорее всего, будет ниже показателя 2014 г. Показатель EBITDA по итогам 2015 г. будет стремиться к 1 млрд руб., а соотношение чистый долг/EBITDA составит меньше 2.

Аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин считает, что компания представила достаточно сильные результаты за прошлый год. "Темпы роста выручки ключевых сегментов соответствовали или превышали динамику соответствующих рынков", - говорит он.