© ComNews
27.07.2015

На прошлой неделе Роскомнадзор провел последнее публичное совещание по реализации закона о хранении персональных данных россиян. Как уверяют в ведомстве, документ вступит в силу 1 сентября без всяких отсрочек. Между тем оговорки и замечания его главы Александра Жарова демонстрируют, что без компромисса с отраслью дело не обошлось.

По данным опроса Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) от 21 июля, 54% компаний - представителей ИТ-отрасли готовы соблюдать требования данного закона с 1 сентября. Еще 27% заявили о возможной неполной готовности, а 19% признались, что не готовы вовсе. 35% игроков рынка подчеркнули, что основной трудностью в исполнении закона является финансовый аспект, 24% сослались на недостаточность технических мощностей, остальные с трудностями не сталкивались.

Как полагает генеральный директор Reg.ru Алексей Королюк, результаты исследования РАЭК похожи на реальное положение дел среди российских компаний, однако не репрезентативны в отношении международных игроков. Между тем такие зарубежные компании, как Ali Express, eBay, PayPal, Booking.com, Samsung, Lenovo и Uber, уже выразили готовность исполнять требования закона. Сервис микроблогов Twitter Роскомнадзор вывел из-под юрисдикции документа, объяснив, что эта фирма не обрабатывает персональные данные. Некоторые иностранные игроки, например Apple и Gettaxi, пока не заявили о своей позиции однозначно, но вряд ли способны сильно изменить общую картину.

Наконец, с интернет-гигантами Facebook и Google, высказавшими наибольшие сомнения в возможности реализовать закон, Роскомнадзор продолжает переговоры. Встреча с делегацией Facebook намечена на 25 августа, до наступления осени не исключена и консультация с Google. Если обе компании не успеют подготовиться в столь сжатый срок, как минимум до 1 января их проверять не будут - есть четыре месяца в запасе.

Это выглядит странно, так как одновременно власти клянутся, что закон вступит в силу в намеченный срок. Совсем недавно, 15 июля, глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявлял, что "спящий режим" (когда нормы закона прописаны, но де-факто не исполняются) вводиться не будет, хотя именно эту опцию просил обсудить президент России Владимир Путин, получивший обращение представителей иностранного бизнеса. "Была дискуссия о том, что надо замедлить действие закона. В этой истории точно надо поставить точку", - вторил Николаю Никифорову Александр Жаров, но сразу заверял, что Facebook и Google нечего бояться.

Что в итоге? Государство принимает громкий закон, предполагающий серьезные денежные и организационные затраты для игроков рынка. Грозится перенести его вступление в силу с 1 сентября 2016 года на 1 января 2015-го, но переносит на 1 сентября 2015 года. Несмотря на все просьбы и воззвания, настаивает, что никакой либерализации по срокам не будет. А когда крупнейшие зарубежные компании намекают, что не успеют принять необходимые меры, объясняет, что можно не торопиться.

Двойственность ситуации объясняется просто: можно усиливать контроль и принимать громкие законы, можно угрожать жесткими мерами, можно демонстрировать непреклонность (все должны знать, кто в доме хозяин), но на действительно радикальные поступки вроде запрета крупнейших соцсетей российские власти пока не решаются. Ибо после такого шага обратной дороги может не быть. Поэтому с Google, Facebook и Twitter, которые ранее отказывались блокировать страницы, признанные в России экстремистскими, ведутся долгие переговоры, хотя будь эти фирмы меньше и слабее, диалог оказался бы короток.

Знатоки истории помнят американо-китайский конфликт в 1950-е годы, когда самолеты-разведчики США часто нарушали воздушное пространство Китайской Народной Республики - Вашингтон не признавал коммунистическое правительство Мао Цзэдуна. Китайское руководство возмущалось, однако решительных мер не предпринимало: слишком опасен был конфликт с заокеанским соседом. Зато после каждого нарушения Пекин направлял оппонентам депеши с предупреждениями. Все они тщательно подсчитывались и нумеровались, так что к концу 1964 года количество предупреждений превысило 900.

Похоже, российские власти, взявшие курс на сотрудничество с Китаем, творчески усваивают опыт Поднебесной. На "китайский сценарий" для Рунета, которого так опасается отечественная ИТ-отрасль, они пока не идут. А вот с "китайскими предупреждениями" проблем не испытывают.