© ComNews
16.11.2015

В пятницу "Почта России" отчиталась об итогах работы за девять месяцев. Предприятие сообщило о росте чистой прибыли более чем в три раза и выручки на 10%. Как заявил генеральный директор ФГУП Дмитрий Страшнов, российская "Почта" стала эффективной и прибыльной. За компанией все еще тянется шлейф старых, накопившихся за годы проблем, но, похоже, почтовый оператор действительно меняется.

За первые девять месяцев года "Почта России" получила 2,7 млрд рублей чистой прибыли - в 3,2 раза больше, чем за тот же период 2014 года. Выручка предприятия превысила 110 млрд рублей - рост на 10% год к году.

Посмотрим, как изменялись основные финансовые показатели компании за последние 10 лет. В 2005 году "Почта России" получила 47 млрд рублей выручки и 69 млн рублей чистой прибыли. В 2006 году объем доходов вырос до 56,7 млрд рублей, но при этом предприятие показало убыток 2,8 млрд рублей. 2007 год: выручка - 70,6 млрд рублей, убыток - 3,8 млрд рублей. 2008 год: выручка - 86,5 млрд рублей, убыток - 1,4 млрд рублей.

В 2009 году "Почта России" опять становится прибыльной: выручка - 96,3 млрд рублей, чистая прибыль - 306 млн рублей. По итогам 2010 года выручка увеличилась до 105,4 млрд рублей, чистая прибыль - 483 млн рублей. 2011 год: выручка - 120,7 млрд рублей, чистая прибыль - 797 млн руб.

В 2012 году доходы почтового оператора составили 129 млрд рублей, а прибыль - 813 млн рублей. В 2013 году выручка - 133,1 млрд рублей, чистая прибыль - 24 млн рублей. По итогам прошлого года компания отчиталась о выручке в 140,4 млрд рублей и чистой прибыли в сумме 1,2 млрд рублей.

Все эти годы выручка предприятия постепенно росла. А вот прибыльность то уходила в минус, то вновь немного поднималась. Стоит также учитывать, что все эти годы "Почта" получала финансовую поддержку из госбюджета. Настоящую чистую прибыль предприятие получило только в прошлом году, впервые с 2005 года (см. новость ComNews от 7 апреля 2015 г.). В начале 2014 года в компанию еще поступали остатки госдотаций. 2015 год стал первым полностью финансово самостоятельным годом для ФГУП.

Долгие годы российская почта была символом неэффективного предприятия, медленного, бюрократизированного и недружелюбного к клиентам. Этот стереотип сейчас уже не соответствует действительности. Вернее, не полностью соответствует. Пережитки прошлого еще остаются, но у компании постепенно растут такие показатели, как выработка на одного сотрудника, скорость доставки, количество доставленных посылок и корреспонденции и т.д.

А вот количество претензий от клиентов постепенно снижается. Кроме того, предприятие активно оптимизирует расходы. Так, по итогам прошлого года затраты в целом уменьшились на 6%, а количество жалоб снизилось на 33%. Как сообщает пресс-служба ФГУП, количество претензий от клиентов по итогам девяти месяцев 2015 года уменьшилось на 65% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

"Почта" старается развивать новые источники дохода - например, налаживает сотрудничество с представителями рынка интернет-торговли, пытается развивать финансовые услуги и строит планы создания почтового банка. Но пока, несмотря на все старания, эффективность компании отстает от ведущих мировых почтовых операторов. В пересчете на доллары выручка российской "Почты" в 2014 году составила $2,495 млрд (по курсу ЦБ на 31.12.2014 г.). Для сравнения, годовой доход почты Бразилии (Correios) составляет $5,9 млрд, почты Германии (Deutsche Post AG) - $68,8 млрд, почты Китая (China Post) - $46,4 млрд.

"Почте России" есть куда стремиться. Для того чтобы перемены проходили более эффективно, необходимо изменение законодательства. Законопроект о почтовой связи Госдума приняла в первом чтении, но с тех пор он находится на доработке и будет ли принят в осеннюю сессию, не известно. Судьба закона об акционировании "Почты" еще более туманна. Без них "Почта" так и останется ФГУП и будет продолжать оставаться объектом народного недовольства и народной сатиры.