Елена Горелова
26.11.2015

Как правило, каждый месяц гендиректор "Почты России" Дмитрий Страшнов завтракает с молодыми сотрудниками своего предприятия в разных концах страны. Завтраки проходят в неформальной обстановке, на них обычно приглашают около 20 сотрудников: люди делятся насущными проблемами и идеями, а гендиректор отвечает на их вопросы, рассказывает о новых проектах и планах компании. В том числе об этапах кадровой реформы, которая стартовала на "Почте" два года назад. Эта реформа – лишь часть масштабной управленческой перестройки, проводимой командой менеджеров под руководством Страшнова, занявшего пост в 2013 г. Кроме оптимизации бизнес-процессов, реорганизации логистики, открытия офисов нового типа решается множество неподъемных на первый взгляд задач по усовершенствованию работы ведомства, в котором трудится около 300 000 человек в 42 000 отделений. Предстоит перестроить мотивационные модели и схемы оплаты труда сотрудников более 500 специальностей, которые числятся в штате.

В 2014 г. здесь отказались от устаревшей модели мотивации менеджмента. Вместо случайных премий управленцы стали получать бонусы, привязанные к достигнутым корпоративным и личным целевым показателям, рассказывает Татьяна Рябова, заместитель гендиректора по управлению персоналом "Почты России" (ранее она работала вместе со Страшновым в Tele2). Теперь очередь дошла до работников производства. Только на повышение зарплат сотрудников до конца 2016 г. "Почта" планирует потратить более 6 млрд руб.

На жестяной коробке с подарком, который "Почта" приготовила каждому из детей сотрудников (около 188 000 подарков) к новому, 2016 году, изображены персонажи сказок Пушкина, в том числе Баба-яга с сумкой через плечо. На сумке – надпись "Почта России". Эта картинка символична. Пока "Почта России" не входит в число желанных работодателей для россиян, особенно молодых специалистов, убеждены эксперты. "Молодое поколение очень разборчиво, они не хотят работать "в совке", стабильность и деньги для них не главный мотиватор. Им нужны интересные проекты, они хотят работать в открытой, современной, технологичной компании", – поясняет Юрий Дорфман, партнер компании Cornerstone.

Зарплаты на почте хоть и растут, но зачастую не могут конкурировать с зарплатами в других отраслях. По данным "Почты России", в 2014 г. средняя зарплата в компании составила 18 559 руб. (57% от уровня средней зарплаты в России). Конкуренция за персонал очень жесткая, признает Рябова. Например, начальников и заместителей начальников отделений связи охотно нанимают на работу розничные сети – у них есть управленческие навыки, опыт работы с денежными средствами, замечает она. Водители, имеющие опыт безаварийной езды, – тоже в дефиците. Есть проблемы и с привлечением других служащих – к примеру, сортировщиков. 

Больше года кадровая политика "Почты России" была связана с наймом новых топ-менеджеров на привлекательных условиях, зачастую выше рыночных, знает Дорфман. Он считает, что в компании собралась сильная и интересная команда, "на которую идут". Сейчас же перед HR-отделом стоят новые цели: "спуститься" до среднего и рядового персонала, до молодых специалистов, вчерашних выпускников, чтобы обеспечить приток новой крови и завоевать рынок труда, уточняет Дорфман.

Рябова говорит, что члены команды чувствуют себя пилотами самолета, "который надо ремонтировать на лету". И уточняет, что "Почта" вынуждена быть в роли догоняющего: надо продолжать многие масштабные проекты и параллельно перестраивать программы мотивации, оценки персонала, улучшать условия работы и технологическую базу, которая поможет лучше и быстрее обслуживать клиентов.

Большие перемены не могли не породить сопротивления изменениям, в том числе среди менеджмента. Проводить реформу в жизнь "Почте" помогают 150 агентов изменений – это сотрудники из разных регионов, которые на добровольной основе транслируют своим коллегам информацию обо всех нововведениях и их целях. Сначала агентов собрали на встречу и поставили задачу создать в своем регионе группу поддержки из единомышленников, чтобы те тоже помогали проводить изменения в своих коллективах. Этому инструменту уже год, и есть результат – агенты подали ряд предложений об изменениях, которые помогут повысить эффективность процессов. Сейчас администрация общается с агентами с помощью корпоративной социальной сети.

В декабре 2015 г. и феврале 2016 г. на "Почте России", по словам Рябовой, пройдет третья и четвертая волна повышения зарплат с момента прихода новой команды. Рост зарплат затронет все филиалы, но основной бюджет потратят на сотрудников производства, где уровень оплаты сильно отстает от рынка. Здесь средний процент прибавки составит около 25%, в остальных регионах – 8–10%.

До сих пор в правилах начисления зарплат остается немало перекосов: тот же начальник отделения может получать меньше оператора из-за особенностей сдельной оплаты труда. Эта схема вызывает много нареканий у работников. Она слишком сложная для понимания.