Наталья Ищенко
27.11.2015

Китайский венчурный фонд Shunwei Capital инвестирует в торговую онлайн-площадку ToBox, которая заработает в России в декабре 2015 г. Об этом рассказал "Ведомостям" представитель ToBox и подтвердили вице-президент Shunwei Ли Вей и основатель ToBox Фэн Линь. Речь идет о $50 млн, вложить их предполагается в следующем году.

Это будет уже второй раунд инвестиций в проект, существующий с начала 2015 г. Впервые Shunwei инвестировал в ToBox в сентябре 2015 г., рассказывает представитель площадки. На этой площадке собираются предложения по продаже разных товаров, размещенные в разных социальных сетях, российских шоурумах и магазинах авторских (hand-made) товаров. Зарабатывать ToBox планирует не на отчислениях продавцов, а на дополнительных сервисах – таких, как управление товарными остатками и логистика. Следующий год проект надеется завершить с оборотом около $100 млн, говорит Фэн Линь. Привлеченные средства пойдут, по его словам, на рекламу, расширение российской команды и совершенствование технологий. В дальнейшем ToBox намерен открыть бизнес в других странах, где активно развивается электронная коммерция: в Индии, Бразилии и Австралии.

Прямых конкурентов у проекта в России нет, уверен Фэн Линь: "Яндекс.Маркет" ближе всех, "но у нас принципиально новый формат". Напрямую сравнивать ToBox с "Яндекс.Маркетом" пока рано, соглашается руководитель последнего Павел Алешин: "Мы агрегируем 18 000 магазинов – от гипермаркетов "Юлмарта" и "М.видео" до маленьких тематических магазинов". Но Алешин "рад любым новым игрокам": расти есть куда, в России онлайн-продажи занимают пока только 3,5% розничного рынка; "в США, по разным оценкам, это 9%, в Великобритании – 11%".

Прежде чем основать ToBox, Фэн Линь был партнером китайской интернет-компании OSell – площадки, где российские предприниматели закупают для перепродажи китайские товары. Сейчас 70% ToBox принадлежит Фэн Линю, 20% – российской команде проекта, 8% – Shunwei Capital и 2% – китайскому производителю мобильных устройств Xiaomi, рассказывает он. Shunwei будет участвовать и в следующих раундах финансирования, обещает Ли Вей.

Под управлением Shunwei – активы на $1,75 млрд и 1 млрд юаней, компания инвестировала в основном в стартапы, связанные с электронной коммерцией, социальными медиа, медицинскими и образовательными технологиями, онлайн-сервисами для финансового, автомобильного рынков и т. д.

Инвестиций в российские проекты у структур Shunwei до сих пор не было. Но у российского рынка интернет-торговли "очень большой потенциал роста", а ToBox – "уникальный проект" с хорошей командой, объясняет Ли Вей.

Пока российский онлайн-ритейл – это в основном малый и средний бизнес, есть всего несколько крупных компаний-исключений, говорит партнер Data Insight Федор Вирин. В социальных сетях он насчитывает 10 000–15 000 онлайн-продавцов: "Часть из них – дети, которые продают фенечки, художники, люди, которые что-то вяжут". А в Китае на онлайн-площадках вроде ToBox зачастую продают свои товары мелкие производители, для них это единственный канал продажи, говорит Вирин. Идея ToBox зарабатывать на услугах для продавцов кажется Вирину "нереальной": "Это люди, которые не готовы ни за что платить, у которых нет на это ресурсов".

До сих пор в рунете не было слышно о крупных сделках с участием китайского венчурного капитала, говорит управляющий партнер фонда Maxfield Capital Александр Туркот: "Китайских, как и любых других инвесторов, сдерживают макроэкономические факторы". Учитывая, что основатель ToBox и сам выходец из Китая, это, скорее всего, единичная сделка, полагает он. До сих пор китайские инвесторы не были замечены в российских интернет-проектах, соглашается управляющий партнер iTech Capital Глеб Давидюк. Изменению ситуации могло способствовать потепление отношений России и Китая в последние годы, отмечает он.