© ComNews
01.12.2015

Операторам связи нужно конкурировать не друг с другом, а с приложениями, которые стоят у пользователя на телефоне. Голосовые услуги в будущем станут бесплатными, а зарабатывать телеком-компании будут на различных сервисах. О перспективах и проблемах отрасли говорили участники конференции "Будущее VoIP-трафика в России и СНГ. Транзит и розничный рынок", организованной ComNews Conferences.

Заместитель генерального директора по коммерции ОAО "МТТ" Денис Широкий на помнил, что, по прогнозам, к 2020 г. вся территория земли будет покрыта сетями ШПД. Сейчас картину рынка определяют три основных тренда: снижение маржинальности телеком-услуг, изменение стиля и способа общения у пользователей и конкуренция со стороны различных мобильных приложений. "Говорить по телефону уже не модно, модно говорить и писать в мессенджерах", - отметил Денис Широкий.

Большинство аналитиков говорят, что рынок классических услуг практически умирает - по прогнозам, как отметил эксперт, к 2019 г. он "схлопнется" на треть. Мало того что коммуникации перетекают в смартфоны, появляется все больше приложений, которые берут на себя коммуникационные функции. "Нужно быть готовым к тому, что через несколько лет связь должна будет обладать нулевой маржинальностью, она не должна приносить для оператора связи никакого дохода. Если оператор связи сможет выстроить свою стратегию на нулевой марже и выручке от услуг связи, то он сможет существовать", - заявил заместитель гендиректора МТТ.

По мнению Дениса Широкого, в таких условиях выжить операторам поможет принцип "меняется стиль и способ общения - значит, строй свой бизнес на тех коммуникациях, в которых общается твой клиент". По его словам, операторы должны перестать конкурировать друг с другом. "В ближайшее время ценовой демпинг станет невозможен - цена будет равна нулю. Конкурируй с приложением, которое стоит у пользователя на телефоне", - сказал Денис Широкий.

Он считает, что операторы могут пойти разными путями: активно развивать собственные приложения, интегрироваться и продавать сторонние или превратить свою инфраструктуру в открытую телеком-платформу и предоставить ее различным интеллектуальным сервисам. От модели "оператор инфраструктуры" нужно переходить к гибридной модели "оператор инфраструктуры + сервис-провайдер + ИТ-платформа".

Денис Широкий также отметил, что сейчас на рынке срок жизни продукта - полтора-два года. Поэтому операторам нужно как можно больше отдавать на аутсорсинг и снижать горизонт планирования. "Нельзя планировать на 5-10 лет. Когда рынок трансформируется раз в два года, пятилетний план приведет к тому, что ты вылетишь с рынка", - сказал он.

По мнению партнера Ernst & Young (CIS) B.V. Юрия Гедгафова, выживать операторам поможет следующее: эксперименты с тарифами, работа с контентом, big data и попытка работать на рекламной модели, выход в другие отрасли, в том числе в e-commerce. Сейчас главный инструмент удержания и переманивания абонентов - тарифы. Он отметил, что как только операторы делают голос бесплатным и ограничивают трафик - перетекание клиентов с голосовых услуг на VoIP-сервисы останавливается. По прогнозу эксперта, в ближайшем будущем будут активно развиваться тарифы со включенными дополнительными сервисами и бонусами - например, с бесплатным контентом.

Когда говорят про VoIP, все традиционно подразумевают голос, но, как сообщил директор направления Instant Messaging Mail.Ru Group Ltd. Игорь Ермаков, на самом деле это уже не так. "Сейчас VoIP - это уже видео. Количество видеозвонков и сообщений растет стремительно", - сообщил он.

По словам Игоря Ермакова, видео становится основной коммуникацией пользователя и основным способом потребления информации.

Развивать мессенджеры, которых так опасаются телеком-операторы, по его словам тоже непросто. "Сам мессенджер плохо монетизируется, но он очень хорошо монетизируется на других приложениях", - отметил эксперт. Мессенджер нужен, чтобы привлекать пользователя на портал, игровые и другие сервисы, чтобы через него продавать услуги, товары и т.д.