© ComNews
23.12.2015

В кризис российский малый бизнес активно перестраивается и модернизируется. 67% компаний инвестируют в автоматизацию и цифровые технологии, самые технологичные предприятия малого бизнеса работают в сферах ИТ, розничной торговли и маркетинга.

Подавляющее большинство предпринимателей (87%) считают, что экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса, говорится в исследовании "Альфа-банка" под названием "Пульс малого бизнеса". "Главная задача для малого бизнеса на текущий момент — перестроить бизнес с учетом затяжной стагнации в экономике", — отметили авторы исследования. На фоне общего пессимизма выделяются IT-компании. Согласно результатам исследования, эта отрасль единственная улучшила показатели по сравнению с первым полугодием 2015 г. и переместилась со второго на первое место по числу оптимистично настроенных компаний. Аналитики банка объясняют это двумя причинами. Компании ИТ-отрасли были в числе тех, кто мог получить выгоду от снижения курса российской валюты, предоставляя услуги на экспорт. Кроме того, положительное влияние на настроения бизнесменов могла оказать политика государства по импортозамещению.

Покупательская способность населения страны заметно снизилась в кризис, и 65% компаний малого бизнеса ожидают ухудшения этого показателя в следующие полгода. По словам исследователей, небольшие предприятия сейчас меняют приоритеты, фокусируются на сокращении издержек и поиске новых клиентов. Для удержания клиентской базы они повышают качество сервиса, предлагают новые товары и услуги, запускают специальные программы.

Аналитики выяснили, что 67% компаний малого бизнеса вкладывают средства в автоматизацию бизнес-процессов и цифровые технологии. Предприниматели инвестируют в развитие таких сервисов как управление расчетным счетом компании со смартфона или планшета — 59%, облачные решения для бизнеса (например, бухгалтерия, колл-центр) — 48%, электронные базы клиентов и системы управления взаимоотношений с клиентами (CRM) – 44%, программы автоматизации склада — 30%. "Облачные решения и CRM предоставляют малым предприятиям очень широкие возможности экономии на издержках, привлечения новых клиентов и повышения  лояльности действующих клиентов — это особенно актуально в текущей экономической ситуации", — отмечают аналитики блока массового бизнеса "Альфа-Банка".

Специалисты  банка прогнозируют, что в 2016 г. интерес к облачным сервисам, которые помогают оптимизировать затраты и повысить эффективность работы сотрудников, среди предпринимателей будет расти. Они также ожидают постепенного увеличения оптимистичных настроений в среде малого бизнеса.

Большинство опрошенных ComNews системных интеграторов прокомментировать исследование "Альфа-банка" не смогли. "Мы работаем с Топ-500 крупнейших компаний ключевых отраслей экономики. Работа с малым бизнесом не является фокусным направлением интегратора", - заявили в пресс-службе компании "Техносерв". Остальные опрошенные интеграторы также не считают услуги для малого бизнеса перспективным направлением.