Виталий Акимов
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
25.01.2016

Новой ФЦП развития телерадиовещания в России не будет. На следующий период - до 2025 года - Минкомсвязи разработало стратегию развития этой отрасли. Документ отражает тенденции и является отраслевым, но не обязательным к исполнению. Фактически регулятор отказался от создания официального нормативного акта, который определял бы дальнейшую деятельность вещательной отрасли. Некоторые участники рынка хотели бы видеть более четкий документ с конкретными задачами, сроками и целями, а другие уверены, что минимальное регуляторное воздействие является позитивным для рынка.

Срок федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации", даже с учетом продления, заканчивается в 2018 году. Большая часть программы уже реализована. Ее основные цели, скорее всего, будут достигнуты в срок. Охват первого мультиплекса в объеме 98,4% населения - уже в 2016 году, второго (сейчас доступен примерно для 60% населения) в объеме 98,1% жителей страны - в 2018 году. Некоторые игроки отрасли ждали появления аналогичного документа, который обозначил бы целевые показатели и этапы развития телевещания на следующий промежуток времени.

Однако Минкомсвязи вместо проекта новой ФЦП подготовило документ под названием "Стратегия развития телерадиовещания в Российской Федерации до 2025 года", который носит рекомендательный характер, и его одобрения на правительственном уровне не требуется. В стратегии отражены основные тенденции и направления развития рынка. Среди них: конец доминирования эфирного телевидения, рост влияния кабельных сетей, переход к многоформатному телесмотрению и мультиэкранности, полное обновление парка телевизоров (к 2025 году), значительное увеличение доли  Smart TV. Еще один ключевой пункт стратегии - отказ от третьего мультиплекса, на который, во всяком случае на словах, уповали региональные вещатели.

Позиция государства в лице Минкомсвязи в этом вопросе такова: к 2018 году за государственный счет будет построена инфраструктура цифрового эфирного ТВ, а дальше отрасль переходит на нормальные рыночные рельсы и будет развиваться в соответствии с законами экономики. Хотя в некоторых других отраслях, например в интернет-сфере, власть демонстрирует противоположный подход. Там различные законы, программы и регулирующие нормативные акты возникают как грибы в лесу в урожайный сезон. При этом в экономике интернет-сегмента проблем гораздо меньше - она растет и развивается быстрее, чем какой-либо другой из рынков. В телевещании же проблем хватает - начиная с падения рекламных доходов, неясных (с учетом кризиса и снижения платежеспособности населения) перспектив зарабатывания на продаже контента и заканчивая целым рядом радиочастотных проблем, а также угрозой банкротства сотен региональных телекомпаний.

Еще одна любопытная тенденция, обозначенная в стратегии, на которую не все обращают внимание, - выделение локомотивов отрасли. В разработанной стратегии регулятор говорит, что телеканалы должны превратиться в фабрики по производству контента, при этом выделятся несколько (пять-шесть) основных игроков, которые и будут тянуть за собой всю отрасль. На них и нужно делать ставку.

Возможно, идея авторов стратегии заключается в том, что контролировать множество игроков сложно и хлопотно. Со временем останется костяк проверенных телевещателей - производителей контента, которые, развив многоформатность и мультиэкранность, займут львиную долю рынка. Доля остальных станет крайне мала, а порой и смертельно мала. В итоге зрители получат телевещание с проверенным контентом отечественного производства, а государство - полностью контролируемую отрасль. Ведь если нет программы, то нет и ответственности. Тех, кто не выжил - убил рынок, мы тут ни при чем.

Но, с другой стороны, сильные независимые и региональные производители контента легко могут найти новые модели ведения бизнеса. На неэфирные среды распространения телесигнала (кабельное, спутниковое и IP ТВ) уже приходится свыше 2/3 телесмотрения, а к началу 2019 года (когда закончится действие ФЦП и рынок начнет жить на нерегулируемых принципах) эта доля станет еще больше. Поэтому, вместо того чтобы по русской традиции ждать, когда "добрый царь" сделает всем хорошо, бизнесменам от контента неплохо бы самим позаботиться о своем бизнесе. Предпринимательство требует постоянной подстройки бизнеса под меняющиеся условия рынка. Тот, кто хочет, чтобы все оставалось незыблемым, рискует повторить путь Kodak и Nokia - эти гигантские корпорации в считанные годы превратились в горстку пепла, не пожелав пойти за новыми реалиями рынка.