выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
29.02.2016

Несмотря на экономический кризис, в России до сих пор существует большое количество объектов коммерческой недвижимости, попасть в которые сторонним операторам связи очень сложно. Но с течением времени ситуация улучшается.

Доступ операторов связи на объекты коммерческой недвижимости Москвы и Петербурга стал одной из ключевых тем обсуждения на бизнес-форуме "Телеком двух столиц", который 10 дней назад провел ComNews Conferences.

По мнению участников рынка, тема недискриминационного входа операторов связи на объекты коммерческой недвижимости, а также ситуация с преодолением сопротивления со стороны доминирующего на том или ином объекте оператора, диктующего свои условия, все еще актуальна, хотя по сравнению с концом 1990-х - началом 2000-х годов картина изменилась.

По-прежнему существуют объекты коммерческой недвижимости, попасть в которые сторонним операторам очень сложно из-за позиции доминирующего оператора. Но бизнес-центров с "жестким эксклюзивом", где услуги арендаторам предоставляет только один оператор (который, как правило, аффилирован с компанией, владеющей или управляющей бизнес-недвижимостью), становится все меньше: в Москве и Петербурге их осталось всего несколько десятков.

При этом игроки рынка указывают на то, что такие локальные операторы, как правило, не располагают ресурсами для развития конкурентоспособных дополнительных сервисов и продуктов, которых требуют арендаторы бизнес-центров. Поэтому под давлением арендаторов владельцы и управляющие бизнес- и торговых центров будут вынуждены допустить сторонних операторов с широким набором услуг.

Доминирующие на определенной бизнес-территории операторы действуют на большом количестве объектов, но участники рынка научились договариваться и помогать друг другу. Ведь если у оператора есть клиент в том бизнес-центре, где якорное положение занимает конкурент, то вполне может оказаться, что последнему нужно будет попасть в соседний бизнес-центр, где якорное положение уже у первого.

Операторы, активно работающие на объектах коммерческой недвижимости, отмечают отличия московского и петербургского рынков. Если в Петербурге еще после кризиса 2008 года локальные операторы и владельцы инфраструктуры внутри объектов стали охотнее договариваться о допуске внешних провайдеров услуг связи, то в Москве проблем на этом пути гораздо больше. "Такое ощущение, что столичный рынок бизнес-недвижимости до сих пор испытывает дефицит площадей", - отметил один из участников конференции "Телеком двух столиц".

По мнению игроков рынка, исправляется и обратная ситуация, сложившаяся после кризиса 2008 года, когда на опустевшие площади бизнес-центры пускали всех арендаторов, и каждому давали возможность приходить со своим оператором. В итоге в некоторых бизнес-центрах работает более 10 операторов, и огромные пучки их кабелей не радуют ни собственников, ни арендаторов.

В большинстве торговых и бизнес-центров, владельцы которых ставят во главу угла доходы от аренды, а не от услуг связи, действуют от двух до пяти независимых телеком-операторов. Участники рынка не пытаются определить оптимальное количество операторов на объекте - главное, чтобы условия доступа на объект были прозрачными и равными для всех. В этом случае количество провайдеров телекоммуникационных услуг определит рынок.