Замена сетевого оборудования требует тестирования
По мнению участников круглого стола "Как построить сеть на отечественных решениях", который прошел в ходе конференции IT Elements, обязательным элементом любого проекта по замене сетевого оборудования на российское является его тщательное тестирование. Ведущий пресейл-инженер АО "Инфосистемы Джет" Алексей Цемарков при этом обратил внимание, что процесс замены сетевого оборудования, как правило, не одномоментный. Большая часть унаследованных систем не заменяются, и российское оборудование долгое время сосуществует с зарубежным. И, как он отметил, в ходе таких проектов часты опасения, связанные с тем, что при замене что-то будет, деликатно выражаясь, работать не так, как ожидалось или даже сломается.
Алексей Цемарков напомнил, что у "Инфосистемы Джет" есть тестовая лаборатория, и в последние полтора года ее загрузка кратно возросла, поскольку практически в ходе каждого проекта приходится тщательно проверять, как будут работать системы того или иного российского производителя в условиях, максимально приближенных к тем, которые сложились на инфраструктуре практически каждого заказчика.
Ведущий инженер по телекоммуникациям НПАО "Светогорский ЦБК" Евгений Степанов заявил, что многие потенциальные заказчики до 2022 г. просто никогда не имели дела с российским сетевым оборудованием. Он напомнил, что до сентября 2022 г. Светогорский ЦБК был частью международной компании и российские активы входили в единую глобальную сеть. При решении задачи выбора оборудования, необходимого для проекта локализации российских активов International Paper, способного работать как здесь и сейчас, так и на перспективу, Евгений Степанов использовал материалы, собранные его дочерью во время работы над дипломной работой. По его словам, в ходе проекта по локализации сетевой инфраструктуры Светогорского ЦБК, который сводился к замене WAN-оборудования, пилотная фаза, оно же тестирование, заняла неделю.
Начальник отдела системной архитектуры ПАО "Ростелеком" Владимир Каплин назвал тестирование неотъемлемой частью процессов замены оборудования в компании, причем процедура такого тестирования закреплена в специально разработанном корпоративном регламенте, который предусматривает тщательные и, соответственно, длительные испытания. Однако он обратил внимание, что процедуры замены на отечественное оборудование в структурах "Ростелекома" идут не сверху вниз, как это было в случае Светогорского ЦБК, а снизу вверх.
После ухода зарубежных вендоров, как отметил Владимир Каплин, объемы тестирования выросли многократно: раньше типовое оборудование зарубежного производства, предназначенное для типовых задач, практически не тестировали, ограничиваясь лишь сферами, где действует жесткое регулирование (критическая информационная инфраструктура и т.д.). У многих российских вендоров, по его словам, плохо документированы даже ключевые характеристики, и их приходится определять с помощью тестирования, причем чем сложнее оборудование, тем больше с ним проблем. С другой стороны, как подчеркнул Владимир Каплин, по качеству технической поддержки российские вендоры, по крайней мере крупнейшие, не только обогнали, но и перегнали международных вендоров.
Руководитель отдела продаж сетевого оборудования ООО "Предприятие Элтекс" (Eltex) Ольга Приходченко признала, что значительную часть документации Eltex не выкладывает в открытый доступ, но отправляет ее по первому требованию. Также она напомнила, что для получения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) обязательным требованием является довольно полное документирование, хотя до сих пор встречается и такое, где документация на русском языке отсутствует.