Олег Кресп Хобби/досуг


Люди, которые играют в игры…

Окружающий нас мир ежечасно демонстрирует свою игровую природу. Есть и люди, которые с академической въедливостью раскладывают по полочкам все нюансы правил игры. Люди, стремящиеся не только понять тонкости игр, но и усовершенствовать их. Так, генеральный директор агентства инновационного маркетинга Promo Interactive и холдинга Next Media Group Тимофей Бокарев никогда не переставал играть. Его хобби - людология (или наука об играх).


В игре, наверное, заключено куда больше специфически человеческого, чем в любой другой нашей деятельности. Игровая несерьезность порой более обоснованна, взвешенна и продуманна, чем занудная напыщенность солидности. Пусть философы, одолевшие постмодерн, уверяют, что время игровой культуры минуло, мы позволим себе усомниться в этом утверждении. И сомнения наши питаются не чувством противоречия, а практикой повседневности, которая все больше и больше требует к себе не серьезного, а исключительно игрового отношения. Окружающий нас мир ежечасно демонстрирует свою игровую природу. Редко кто из горожан не развлекается игрой в удачные-неудачные дни, благоволение звезд или атмосферное давление. Телевизионная реклама загадывает ребусы: какой продукт скрывается за рекламой товарного знака. Или традиционно московская банкоматная забава - Есть деньги!/Нет денег?! - в день зарплаты. Об игровых автоматах в продуктовых магазинах и компьютерных играх в офисе даже и упоминать не стоит. Все очевидно: игра повсюду!
Кажется, в жизни современного человека так много времени занимает игра, что любой должен знать об играх если не все, то так много, что это будет похоже на все. Однако это далеко не так, москвич или петербуржец, нижегородец или житель Владивостока в своей обыденности похож на шахматную фигуру, которая передвигается чьей-то волей. Жесткое регламентирование функциональности и ограничение полей атаки, помноженные на строго установленные правила: вперед пешка - в ферзи.... Если без образности, то в жизни человек часто достаточно бездумно принимает правила игр, которые (как и в играх настольных или компьютерных) кем-то для него написаны. Принимает, не стремясь узнать об этих правилах больше, чем к тому обязывает положение.


К счастью, находятся люди, воспринимающие игры с подобающей серьезностью. Люди, которые с академической въедливостью раскладывают по полочкам все нюансы правил. Люди, стремящиеся не только понять тонкости игр, но и усовершенствовать их (пусть это порой практически невозможно). Так, генеральный директор агентства инновационного маркетинга Promo Interactive и холдинга Next Media Group Тимофей Бокарев затруднился сказать, с чего начался его интерес к играм, однако признал, что никогда не переставал играть. "Мое хобби - людология (или наука об играх) - мало отличимо от работы, потому что для холдинга Next Media Group, который я возглавляю, игры - это бизнес: производство, продажа, реклама", - отмечает Тимофей Бокарев.


Действительно, как минимум три компании, входящие в холдинг Next Media Group, так или иначе занимаются играми. Next Media Entertainment - продюсерский центр, специализирующийся на проектах мобильного интерактива для телевидения, радио, печатных изданий и отдельных мероприятий. PlayMobile - российский ритейлер мобильных развлекательных продуктов (java-игры, приложения, логотипы и мелодии), компания реализует контент как на территории России, так и за ее пределами. Shamrock Games - компания - разработчик мобильных игр и других развлекательных сервисов и контента. Shamrock Games разработала по заказу канала ТНТ игры "Голод" и "Дом 2".
Впрочем, по мнению Тимофея Бокарева, игры сегодня стоит рассматривать шире, потому что развлекательные и игровые элементы из индустрии развлечений вторгаются в другие бизнесы. Точнее, сознательно заимствуются ими с целью достичь синергийного эффекта. Игровой контекст используется в рекламе и маркетинге. Все активнее образование пытается изменить самое себя, используя технологии индустрии развлечений. Кроме того, игры могут и должны применяться в социальных программах, например, для реабилитации лиц преклонного возраста, инвалидов и других групп с невысокой степенью вовлеченности в общественную жизнь. А для методичного и целенаправленного применения игры сами игровые контексты нуждаются в прописанных правилах, сформулированных законах и детально описанных процессах. Именно этим и занимается людология.
Людология - наука молодая, несмотря на то, что игры всегда занимали важное место в жизни людей. Более того, мы играем даже в рамках своего природного происхождения. Играем, как многие высшие животные, которые в игровой форме передают знания об окружающем мире и прививают навыки своему потомству. По мнению Тимофея Бокарева, несмотря на значение игры, теория игр долгое время практически не изучалась. Он замечает: "Существует математическая теория игр, которая популяризирована в голливудском фильме "Игры разума", но это не совсем то, потому что людология - дисциплина скорее социальная и академически ближе всего к социологии".


Впервые на игровой контекст человеческой культуры и природу игры внимание обратил нидерландский философ Йохан Хейзинга. В 1939 году он издал книгу Homo ludens (или "Человек играющий"). "Многие постулаты его работы спорны, однако он первым ввел термины социальной теории игры. Например, "магический круг игры" - понятие, подразумевающее образование вокруг играющих особого мира. После Хейзинги было еще несколько трудов, однако как академическая дисциплина людология не развивалась практически до наших дней", - отмечает Тимофей Бокарев.
Однако именно голландский философ предложил заменить термин homo faber (человек делающий, человек-делатель), который ввели социальные мыслители начала XX века (усомнившись после ужасов Первой мировой войны в правильности термина homo sapiens или человек разумный), для обозначения места человека в эволюционной иерархии. Впрочем, именно здесь Хейзинга, видимо, ошибался: большинство наших современников все же принадлежат к виду homo faber, хотя бы в силу того, что без социального маркера (вроде памятки в магазине игрушек) не способны понять, когда игра продолжается, а когда уже завершилась. Поэтому людология призвана помочь разобраться в правилах социальных игр, разметить для участников границы игры.


Впрочем, людология - дисциплина не только теоретическая, она вполне может применяться на практике. Более того, Тимофей Бокарев просто настаивает на том, что прикладной аспект людологии куда более значим в обществе потребления, чем может показаться на первый взгляд. "Сейчас с трудностями столкнулись российские маркетологи, и чем дальше, тем им будет сложнее. Рекламных раздражителей с каждым днем становится все больше: так, если раньше количество рекламных раздражителей не превышало 800 в день, то теперь перевалило за 3000. Нормальный человек стремится блокироваться, защититься от назойливой рекламы. В то же время задача рекламы - удержать внимание", - считает Тимофей Бокарев.


По мнению Тимофея Бокарева, с каждым днем традиционные формы рекламы все меньше и меньше справляются с этой задачей. По его мнению, единственная форма рекламы, которая может эффективно применяться для привлечения внимания потребителя - развлекательно-игровая. Впрочем, даже те компании, которые применяют развлекательно-игровые формы рекламы, не всегда делают это компетентно. "Большинство из компаний, не изучив специфики рынка, руководствуются принципом: "А пусть будет!" То есть создают игры с невыразительным игровым процессом", - говорит Тимофей Бокарев. Причем Тимофей отметил, что это касается не только отечественных, но и зарубежных производителей.


Не менее чем маркетологи и рекламисты, в становлении людологии заинтересованы педагоги. Тимофей Бокарев читает на факультете журналистики МГУ курс "Реклама в сети Интернет", поэтому не понаслышке знаком с моделью преподавания. "Я сейчас читаю одну замечательную книгу, в которой говорится, что за последнее время существенные изменения произошли в транспорте, медицине, энергетике. Однако образование со времен средневековья практически не претерпело изменений. Единственное введение - это компьютеры, однако даже навык пользования ПК прививается по методике, разработанной сотни лет назад", - считает Тимофей Бокарев. По его мнению, подобная архаика губительна для культуры и цивилизации. Педагог должен освоить игровые технологии, иначе наше образование будет не в состоянии конкурировать с другими областями информационной цивилизации.


Тимофей Бокарев полагает, что если телевидение делает человека пассивным и способствует его деградации, то игры развивают человека и человечество в целом. "Люди, которые играют в игры, каждый раз осваивая новую игру, сталкиваются с новыми правилами, это способствует развитию гибкости мышления", - говорит Тимофей Бокарев. Но холодный ученый со скальпелем и томом классификаций под мышкой - это не про Тимофея Бокарева, он сам завзятый геймер. "Правда, последнее время хронически этого самого времени на все не хватает. Однако, когда ко мне приходят гости, я с их помощью стремлюсь обкатать новую игру, которых, должен признаться, у меня великое множество", - делится Тимофей Бокарев.


Множество игр, на которые не хватает времени, вынудили Тимофея Бокарева обратиться к помощи общества (ведь игры для того и существуют, чтобы играть). "Я решил создать музей игр. Такой музей, в котором во все можно было бы поиграть. Думаю начать с цифровых и компьютерных игр. Сейчас у меня две комнаты забиты всевозможными "железками". Я хочу, чтобы музей в себя вобрал всю историю игр", - рассказывает Тимофей Бокарев. Сейчас он озадачен поисками старых советских аппаратов "Морской бой", "Воздушный бой", "Меткий стрелок" и т. д. Увы, найти подобный раритет в рабочем состоянии спустя 20 лет после того, как их время минуло, оказалось задачей не из легких.
Кроме того, у Тимофея Бокарева, наверное, самая большая в России коллекция настольных игр, которые также будут представлены в музее. "Долгое время я неосознанно собирал коллекцию игр, а теперь же делаю это вполне сознательно. Я знаю места в Нью-Йорке, Лондоне, где можно найти раритетную игрушку. Много нестандартного игрового "железа" привез из Японии. Сейчас я собираю экспозицию и теоретический материал. Вообще музей хочется сделать по всем жанрам игр, чтобы были представлены и настольные игры, и театральные игры, и спортивные игры, и, конечно, компьютерные и цифровые, с которых мы и планируем начинать. Сейчас мы ищем здание и генерального спонсора", - сообщил Тимофей Бокарев. Свою заинтересованность в проекте уже высказали несколько развлекательных центров, для которых это может стать "фишкой", а также Министерство образования.


На базе музея Тимофей Бокарев планирует сделать образовательный курс. "Сегодня в России учат на художника, программиста, да на кого угодно... Однако самая близкая к людологии профессия - это массовик-затейник. Впрочем, как дисциплина людология не сложилась, и в мире есть сообщество людей, которые интересуются и развивают тему, однако законченного вида людология пока не приобрела. Для популяризации дисциплины я зарегистрировал ресурс www.ludology.ru, который планирую развивать. Уже скопилось достаточно систематизированного материала, которым бы хотелось поделиться с сообществом", - говорит Тимофей Бокарев.
Более того, Тимофей Бокарев не только изучает игры, не только структурирует знание о них, но и сам является разработчиком игр. Так, компания Next Media разработала игру "Шахматы хаоса", смесь шахмат и карт. С помощью карт изменяются традиционные свойства шахматных фигур, за счет этого привносится элемент неожиданности. Впрочем, подобные игры уже выходили, например, во Франции, США, некоторых других странах. Однако Тимофей Бокарев считает, что России как шахматной державе просто необходимо создавать собственные игры на базе шахмат. "Если в традиционные шахматы даже не самый лучший гроссмейстер за счет знания теории всегда переиграет противника, не имеющего опыта игры, то в нестандартных шахматах правит интеллект, потому что теорию игры приходится создавать на ходу", - полагает Тимофей Бокарев.


Уже существует множество региональных вариантов шахмат. Например, есть шведские шахматы, где играют четыре противника на двух досках. Поэтому Тимофей Бокарев взялся писать "Энциклопедию шахматных вариантов", посвященную всем разновидностям этой древнейшей и величайшей из игр. Кроме того, Тимофею Бокареву предлагают реализовать очень ресурсоемкий проект - онлайновую многопользовательскую игру наподобие WarCraft. "Однако хочется создать ее с оригинальной механикой игрового процесса. Создание новой игры сродни созданию нового мира... Мира, правила игры в котором определяются только твоей волей, волей создателя", - восторженно заключает Тимофей Бокарев.