Стандарт Круглый стол


Черный ящик магистрального Интернета

Несмотря на общее развитие телекоммуникационного рынка, его магистральный сегмент до сих пор характеризуется дуополией и "серыми" схемами поставки трафика. "Помогают" такому положению дел неразвитость кабельной инфраструктуры и монополизм региональных игроков. Ситуация, по мнению участников круглого стола, может измениться не раньше, чем через год-полтора, когда на магистральном рынке активизируются компании, получившие лицензии на предоставление услуг дальней связи.


СТАНДАРТ: Что сегодня представляет собой магистральный рынок? Насколько я понимаю, сейчас на нем присутствует лишь небольшая часть крупных магистральных операторов, которые практически полностью его контролируют.


Кирилл Аношин, директор департамента маркетинга "Роснет": Магистральный интернет-рынок - понятие специфическое. Если мы говорим о России, то магистральных интернет-операторов в стране всего два - это "Транстелеком" и коллеги из "Синтерры", имеющие сеть на базе компании "РТКомм". Других российских магистральных операторов у нас нет. Поэтому этот круглый стол я бы рассматривал с разных сторон. Во-первых, магистральный бизнес в России с точки зрения доведения трафика из Владивостока до Москвы и обратно. Далее, с точки зрения западного бизнеса, то есть так называемый IP-транзит. Кроме того, на рынке работают компании, которые являются покупателями зарубежного трафика, продавцами его на оконечный клиентский рынок в России и перепродавцами этого магистрального трафика региональным, зоновым и другим операторам. Ведь если говорить исключительно о магистральном интернет-бизнесе на территории России, здесь нужно "посадить" "Синтерру" с "Транстелекомом", и пусть они между собой обмениваются мнениями.


В общих чертах все операторы, работающие на рынке, приблизительно одинаковы, просто каждый работает на свой сегмент. Наиболее жестко проблема с трафиком стоит в регионах. Причина в том, что конкуренции в регионах просто нет, да и стоимость этого трафика очень высока.
Самое обидное, что в этой ситуации многие пытаются переложить московскую сегментную картинку на рынки региона. Но там все по-другому.


СТАНДАРТ: То есть мы признаем, что в регионах цена на трафик неоправданно завышена. За счет чего?


Кирилл Аношин: Построить сеть в регионах стоит приличных денег. Можно, конечно, создать ее "на коленке", а можно сделать правильный проект, протянуть волокно, поставить правильное оборудование на магистрали, которое позволит пропускать гигабиты на стыке, а на ядре и того больше.


Говоря о ценообразовании, мы сегодня руководствуемся не только понятиями "себестоимость" и "рентабельность" или другими экономическими терминами, а ситуацией на рынке в целом. Поэтому сейчас очень жестко стоит вопрос о некорректном поведении отдельных игроков относительно продажи трафика.
Такие проблемы возникают и в регионах, когда два местных оператора начинают игру на понижение. Лучше от этого никому не становится. Падают ARPU (среднемесячный доход с одного абонента. - Прим. ред.) и другие показатели бизнес-деятельности.


Как правило, в столице операторы начинают так себя вести на стыке магистрального интернет-трафика и относительно большого клиентского, на уровне местных операторов и корпоративных клиентов в том числе. Я даже озвучу цифры, когда корпоративному клиенту начинают предлагать по доллару за гигабайт - это нонсенс, но такие прецеденты есть.


Еще один достаточно скользкий вопрос: "продавцы" делятся на два типа. Первый умеет и хочет продавать, а второй продает, как умеет, только благодаря цене. Принцип - продать по любой цене - это реалии сегодняшнего рынка, и бороться с этим очень сложно.
Я бы озвучил основные проблемы, существующие на российском рынке магистрального интернет-бизнеса - это некорректная игра и высокая стоимость доставки интернет-трафика в регионы.


Людмила Старикова, директор по маркетингу "Связь ВСД" (компания является "дочкой" европейского телекоммуникационного холдинга ION-IP, она стала преемником части российского бизнеса британской группы Cable & Wireless после ее реструктуризации. - Прим.ред.):  Говоря о магистральном Интернете мы, прежде всего, говорим о владельцах магистралей. Хотелось бы, чтобы магистральных операторов в России было не два, а значительно больше. Хорошо бы в этот процесс включились РАО ЕС, "Газпром" и другие, подвесив, к примеру, свою оптику вдоль ЛЭП. В отдельных регионах они уже это делают и активно продают тракты уровня STM-1. Ведь чем больше операторов, тем активнее была бы дискуссия. Тогда был бы и рынок. Сейчас его нет.
Но я бы хотела отметить, что проблемы на этом рынке не только у операторов. Надо повернуть дискуссию в сторону того, ради кого рынок существует - в сторону клиента. А он у нас такой несчастный, привык к сервису ненавязчивому: нет Интернета три дня и ладно.


Кирилл отметил качество сети, а качество сети - это качество услуги. Наша задача предоставить клиенту качественную услугу. 100 Гб за 100 USD качество не предполагает и может существовать лишь при перекрестном финансировании, при покупке клиентом пакета услуг. За какие-то из них он явно переплачивает, а за другие недоплачивает. А "средняя температура по больнице - нормальная". В то же время кто-то очень болен.


Кирилл Аношин: Клиент, неважно физическое лицо или корпорация, воспринимает наши услуги (будь то голос или передача данных) как некий черный ящик. Ему нужно, чтобы Интернет или другая услуга не просто работала, а работала хорошо. До сих пор существует проблема, что масса операторов далеки от клиента. Даже несмотря на то, что многие из них говорят про позиционирование бренда и прочее продвижение. Еще одна проблема, которую рынок никак не может решить: кто на кого работает - технарь на продавца или наоборот. Это бесконечный спор, который ничем не заканчивается и мешает развиваться.


СТАНДАРТ: Сейчас много говорят о Quality of Service - механизм, предназначенном для обеспечения качества услуг в сети передачи данных. Действительно ли этот параметр сегодня применяется в магистральных сетях российских операторов?


Дмитрий Сальников, директор по техническому развитию компании "Синтерра": Конечно, применяется. Потому что на кону вопрос межоператорского взаимодействия. Магистральные операторы на уровне своей сети, как правило, гарантируют качество. По крайней мере, Synterra в лице "РТКомм" не заключает контракты с операторами, допускающими "простой" в сети более четырех часов. Проблемы начинаются позже, когда наша сеть приходит в регионы. Там очень остро стоит проблема с сетями операторов, обеспечивающих довод сервиса до клиентов, а именно - поддержка качества сервиса на сети. Причем этот вопрос возникает не только при поддержке параметров на MPLS-сетях, но и на тех сетях, которые были построены еще на АТM-технологии.


СТАНДАРТ: То есть в регионах стоит проблема с кадрами?
Людмила Старикова: Качество обслуживания сети обеспечивается при определенных инвестициях не только в сеть, но и в персонал. Поэтому цена трафика нулевой быть не может.


СТАНДАРТ: Из чего тогда складывается цена на трафик? Ведь в разных регионах цены отличаются в разы.


Дмитрий Сальников: Если вы возьмете цены наши, "Ростелекома" и "Транстелекома", то STM-1 от Москвы до Воронежа составит несколько сотен долларов. Если же мы говорим о Восточной Сибири или Дальнем Востоке, то цена канала будет уже несколько сотен тысяч долларов в месяц. Причем операторы применяют нелинейное ценообразование: чем короче канал, тем он дороже, то есть составной канал Москва - Новосибирск - Иркутск будет стоить дороже, чем канал Москва - Иркутск.


Кирилл Аношин: Соглашусь с коллегами и добавлю, QoS обеспечивает железо, а SLA - и железо и люди. Что касается каналов в регионы, "Ростелеком" и "Транстелеком" меряют километры от Москвы до Самары по-разному.


Дмитрий Сальников: Стоимость рассчитывают за гигабайт.


СТАНДАРТ: Давайте вернемся к тому, что в России всего два местных магистральных канальных оператора. Почему не строят другие?


Кирилл Аношин: Почему не строят, я попробую прокомментировать. Для построения транспортной сети по Центральному федеральному округу необходимо вложить от $15 млн. И это с учетом того, что можно использовать магистральные каналы электросвязи. Вот и ответ. Ведь если увеличить эти цифры на порядок, можно представить, сколько средств нужно вложить, чтобы построить сеть, закупить оборудование и т.д.


Самое любопытное, что денег в России сейчас много и построить сеть, в общем-то, можно. Но ее еще нужно сдать местному надзору. Пройти все эти ступени нелегко. Кроме того, мы уже затрагивали вопрос о местных операторах и их "новых услугах". Так получается, что эти новые услуги чаще всего оказывает некое ООО "Колокольчик", где нельзя понять, кто является владельцем бизнеса. И этот "Колокольчик" в регионе является своего рода монополистом и никого не пускает на рынок.


Людмила Старикова: Существующая ситуация в регионах отпугивает зарубежных коллег. Инвестируя в нас, они ожидают результата, а получают некий процесс. Вы, наверное, слышали, что китайцы предложили Краснодарскому краю инвестировать в развитие $5 - $7 млрд. То есть я хочу сказать, что $100-200 млн на развитие дополнительных магистральных емкостей - это небольшие деньги. Просто пробиться через региональные препоны, отсутствие эффективной юридической базы, которая бы гарантировала инвестору обозримые сроки завершения работы, и отпугивает западных инвесторов. Вот почему дальше европейcкой части РФ они не идут.


Сергей Пехтерев, генеральный директор "Сетьтелеком" (торговая марка AltegroSky): Вы забыли еще один сегмент, имеющий большие магистральные сети - это компании сотовой связи. Они прокладывают достаточно много, но им пока не до нас.


Людмила Старикова: Может быть. Но факт и то, что сотовики арендуют емкости у "Ростелекома" и "Транстелекома".


Сергей Пехтерев: Когда речь идет о магистрали Москва - субъект Федерации и субъект Федерации - Владивосток, они, безусловно, берут емкости у существующих магистральных операторов. Но, когда сотовым компаниям приходится уходить в область, где им никто не может ничего предложить, они продвигаются вглуб самостоятельно.


Дмитрий Сальников: К вопросу: строят или нет? На самом деле строят и нефтяники, и газовики. Во-многих проектах они создают магистрали совместно с крупными операторскими компаниями. К примеру, в проектах, которые ведут энергетики, участвует "Эквант" и другие компании. Кроме того, в регионах много оптики, которая проложена, но пока еще не легализована.


Кирилл Аношин: Если вы обратитесь к "Ростелекому", "РТКомму" или "Транстелекому", то получите цены по прайсу, но с гарантированным качеством услуги и сети. В истории с "Колокольчиком" нет ни того, ни другого. Но эта ситуация реально существует на рынке.


СТАНДАРТ: Можно ли оценить, какую долю объемов занимает "серый" рынок?


Кирилл Аношин: Я не хочу говорить за всех, скажу за себя лично. Считаю, что "серый" рынок занимает порядка 50%.


Сергей Пехтерев: Чтобы правильно оценить "серый" рынок, нужно сосчитать расходы оператора, который не имеет своей сети, а живет на "чужих" каналах. И посмотреть, сколько он тратит на "Транстелеком" и "Ростелеком", то есть "белых" поставщиков, и сколько на остальных. При этом надо понимать, что "Транстелеком" и "Ростелеком" - это, прежде всего качество сети. "Колокольчик" же вам даст пропуск до определенной точки, не гарантируя никаких параметров, а дальше у него уже сети нет. Такими каналами чаще всего промышляют небольшие интернет-провайдеры и операторы IP-телефонии.


Кирилл Аношин: Почему возникает этот "серый" рынок? Потому, что с 1 января 2006 года IP-телефония в том виде, в котором она существовала - незаконна. Звоните теперь, используя компьютер.


Дмитрий Сальников: Тем не менее технология VOIP продолжает использоваться в междугородной/международной связи (МГ/МН). Правда, междугородный транзит имеет низкую маржинальность.


Кирилл Аношин: Международный и междугородный транзит по IP у компаний, не обладающих лицензиями на услугу дальней связи, незаконен. В правилах четко прописано, кто к кому и как должен присоединиться. Ведь приземлять трафик имеет право только местный оператор. То есть, если смотреть со стороны клиента, то трафик идет к нему от местного оператора, к местному проходит через зонового, а уже к зоновому проходит через МГ/МН. И если он минует какую-либо из этих цепочек, то появится "нестыковка". Сейчас только два оператора - "Ростелеком" и МТТ, ведут отчеты по клиенту, включая номер и место предоставления этого номера. Поэтому, если информация пройдет мимо них, то "поедут" все балансы.


При этом на рынке масса операторов, которые ранее промышляли VOIP и зарабатывали на этом деньги, сегодня торгуют серым трафиком. Они стараются взять дешевизной. Это проблема любого бизнеса.


Людмила Старикова: Хочу отметить, что когда наша компания отделилась от Cable&Wireless, мы получили некую тарифную "независимость" от штаб-квартиры. В Cable&Wireless мы работали по тарифам, утвержденным в Лондоне. Когда стали работать как представитель холдинга ION-IP, то попытались предложить свои услуги разным сегментам рынка, в том числе домовым сетям. Их запросы по тарифам свидетельствуют о "серых" взаимоотношениях с поставщиками. Вряд ли такое может быть нормой для цивилизованного рынка.


Сергей Пехтерев: Это сегмент рынка и мы либо принимаем их правила, либо нет.


Кирилл Аношин: Мы сами (операторы) сформировали этот сегмент. Ведь было время, когда IP-рынок сопровождался выбросом дешевых предложений, рассчитанных на тех, кто хочет просто купить дешево, не требуя никакого качества взамен.
Дальше начали формироваться домовые сети, как правило, это висящие между домами провода, никакого качества, биллинг, написанный на коленке. Радует, что сейчас идет обратная тенденция и районные сети начинают предоставлять качественную услугу, строить правильную сеть и т.д.


До сих пор некоторые корпоративщики считают, что СТРИМ за $20 должен быть у всех. И когда клиенту начинаешь объяснять, что это домашний телефон МГТС, он не хочет понимать. То есть мы, операторы, изначально не правильно продавали информацию и сами сформировали тот рынок, который сегодня есть. Если "РТКомм" всегда позиционировался как оператор для операторов, то не все изначально себя правильно позиционировали. Я рад, что рынок стал более цивилизованным.


Дмитрий Сальников: То, что говорилось о формировании домовых сетей, можно сравнить с созданием магистральных сетей, когда "Ростелеком" вышел на интернет-рынок. И политика "Ростелекома", основанная на том, что трафик во всех регионах должен стоить одинаково, сильно его "подкосила". Многие местные операторы, которые до этого арендовали каналы и торговали Интернетом на Восток, фактически ушли с магистрального рынка и остались работать на рынке конечного пользователя.


Кирилл Аношин: Удалось еще и потому, что был "разрушен" тот IX (точка обмена трафиком -Internet eXchange, MSK-IX. - Прим. ред.), который был сформирован на заре Интернета в России, когда маленький оператор мог потреблять трафик большого за номинальную стоимость.


СТАНДАРТ: То есть пиринговые войны конца 2002 года внесли свои коррективы?


Кирилл Аношин: Я сохраняю нейтральную позицию, и не называл бы те события войной. Это правильное ведение бизнеса, по крайней мере, на бумаге, когда заключается нормальный межоператорский договор. В результате ситуация, когда было принято не платить за трафик, ушла в прошлое.
Почему рынок спокойно воспринимает повышение цены на телефонную связь, в то время как на IP-рынке все считают, что трафик должен только дешеветь?


СТАНДАРТ: Тем не менее все аналитики говорят, что трафик будет дешеветь.


Кирилл Аношин: Все операторы маленькие, но гордые птички. Не каждый готов признаться в том, что работает в сложных условиях. А вот дешевый трафик - это проблема того продавца, который не может его продать по-другому.


Сергей Пехтерев: Сейчас непрерывно растет производительность оптических модемов, которые позволяют увеличивать пропускную способность ВОЛС, не наращивая количества волокон.


Кирилл Аношин: Это абсолютно не значит, что трафик будет дешеветь. Можно провести некую аналогию с персональными компьютерами, стоимость нормального системного блока как была 1000 у.е., так и остается. Разница только в возможностях "того" системного блока и сегодняшнего.


Сергей Пехтерев: А можно найти статистику по объему трафика, "гуляющего" по России?


Дмитрий Сальников: Я могу сказать, что сейчас наша емкость от Москвы на Восток загружена на уровне 1,4 гигабита.


СТАНДАРТ: Какие каналы чаще используются в магистральном бизнесе: волокно, радиоканалы?


Дмитрий Сальников: Если представить, что каналы это дороги, по которым ездит информация, то в России всегда было две беды. Много регионов, где просто нет никаких наземных каналов связи, Якутия, например.


СТАНДАРТ: В таких регионах спутниковый Интернет серьезный конкурент проводным операторам.


Сергей Пехтерев: Сегодня Еврейская ОА, Амурская область, Хабаровский край, Владивосток имеют волоконно-оптические каналы, а вот Якутск, Магадан, Сахалин, Палана - пользуются только спутниковой связью, и цена на каналы достаточно высока. А учитывая, что в этом году намечается дефицит спутниковой емкости, эта цена ниже не станет.


Кирилл Аношин: Трафик для конечного пользователя дешеветь не будет по простой причине - до любого клиента мы доходим сетью доступа, которая находится в регионе. И пока не будет альтернативы "дешевой" меди и монополии, ситуация не изменится.


Сергей Пехтерев: Полное счастье наступит, когда заработает WiMAX. Это уничтожит монополию меди.


Кирилл Аношин: Но "железо" WiMAX пока дорогое. И раньше чем через полтора-два года оборудование не станет дешевле и доступнее. Хотя WiMAX-технология и создает реальную альтернативу меди электросвязей, у нее есть один минус - частоты на сеть радиодоступа на базе WiMAX выдаются на вторичной основе. И, увы, если страна прикажет - их надо освободить.


Сергей Пехтерев: В то же время история пока умалчивает о том, что чья-то радиосеть "упала" оттого что частоты выданы на вторичной основе. Чаще это не является проблемой.


СТАНДАРТ: В регионах, похоже, цена на трафик падать не будет. В то время как цена трафика от международных узлов в Москву показывает обратную динамику: цена падает с каждым годом.


Дмитрий Сальников: Сейчас внутрироссийский трафик обходится значительно дороже, чем зарубежный. Тенденция такова, что много трафика идет не в Россию, а из России.


Людмила Старикова: Западный рынок не представляет собой terra incognita - он ясен, цены снижаются, а вот российская составляющая - остается загадкой.


СТАНДАРТ: Каковы основные тенденции рынка? Чего ожидать в ближайший год?


Кирилл Аношин: Я считаю, что на региональном рынке  снижения цены на трафик для конечного пользователя можно ожидать не раньше чем через год-полтора. Опять же стоимость упадет, но не до уровня московских цен.


Людмила Старикова: Мне кажется, что снижения цен можно ожидать только при увеличении притока инвестиций в регионы, расширении числа поставщиков, развитии инфраструктуры. Будет разумная инвестиционная политика с разумным периодом возврата инвестиций - тогда и цена на трафик будет снижаться, начнут работать госпрограммы, способствующие процессу информатизации, особенно в регионах. Но резких скачков прогнозировать не могу.


Дмитрий Сальников: Снижение цены для конечного клиента во многом зависит не от магистральной сети, а от межрегиональной сети доступа. Ведь во многих регионах до клиента "доходит" электросвязь, которая в большинстве случаев является монополией. В большинстве регионов оптовые цены, которые там предлагают магистральные провайдеры, от конечной цены для пользователя отличаются в два, а порой и в три, раза.


Людмила Старикова: Это укладывается в концепт общих инвестиций, развития инфраструктуры в регионах, насыщения рынка. Потому что, если говорить о монополисте, то он не развивает рынок, а просто зарабатывает деньги. Появление рынка само по себе было бы движением вперед. Но пока его нет.


Дмитрий Сальников: Рынка в регионах нет на уровне конечного пользователя. Когда у клиента появится альтернатива не только к кому подключиться, но и каким образом, тогда можно будет говорить о рынке. Пока выбор есть только в Москве.


Кирилл Аношин: Да, в Москве он есть на уровне частного подключения, а на уровне корпоративных клиентов этого выбора нет даже в Москве. Общая тенденция такова, что рынок доступа для сети бизнес-клиента только формируется. Есть возможность подключаться по DSL-каналам, есть радиотехнологии. Но существует монополия, которую достаточно трудно обходить даже в Москве, не говоря уже о регионах.


Сергей Пехтерев: Я бы сформулировал так: цены в регионах будут падать только в том случае, если появятся новые игроки. Как только будет третий игрок, можно прогнозировать снижение цен, но не везде. В Нижнем Новгороде, к примеру, с приходом "Голден Телекома". Чем дальше от Москвы, тем больше проблем будет оставаться. Поэтому мой прогноз - стабильное снижение цен на отдельные направления. Кстати, потенциально спящий оператор - это сотовые операторы, например МТС, они закопали много волокна и одно время сдавали в аренду свои недоиспользуемые мощности.


Алексей Турунов, начальник аналитического отдела "МТУ-Интел": До тех пор, пока рынок характеризуется дуополией и его "серой" составляющей, ожидать снижения цен не стоит. Но поскольку страна развивается, инвестиции в Россию идут, будем надеяться, что появятся и новые игроки, которые позволят снизить цены, и наш конечный клиент, ради которого мы все работаем, будет наслаждаться потреблением качественных услуг, но уже за другие деньги.


Кирилл Аношин: Игроки будут появляться по одной простой причине. Уважаемые коллеги из "КомСтара", "Голден Телекома" и т.д. получили лицензии на предоставление услуг дальней связи и построили (строят) сеть. Я не думаю, что они создавали сети, не учитывая возможность того, что помимо голоса, там можно будет пропускать другие виды трафика. Им для раскачки нужно года полтора-два. Это тот временной лаг, который позволит им грамотно разработать стратегию.


Людмила Старикова: Я как оптимист надеюсь, что в ближайшее время региональный магистральный рынок может заинтересовать отечественных инвесторов, таких как АФК "Система", "Ренова", "Альфа Групп" и т.п. Это может существенно повлиять на формирование регионального рынка, и мы сможем увидеть некую динамику.