Валерий Кодачигов Тема номера


Космодром-на-Амуре


«Старт-1», как боевая ракета, может запускаться в космос «с колес»
«Старт-1», как боевая ракета, может запускаться в космос «с колес»

В России дан старт одному из крупнейших инфраструктурных проектов в ее новейшей истории. В середине июля 2008 года коллегия Федерального космического агентства утвердила системный проект космодрома "Восточный", который в XXI веке должен стать главными "воротами" России в космос. Строительство космодрома и сопутствующей инфраструктуры обойдется в триллионы рублей - планируется, что оно радикально изменит экономику, финансовую и социальную сферу Дальнего Востока. Между тем, не успев начаться, космический проект  уже столкнул лоб в лоб интересы крупнейших отраслевых предприятий и ведомств.


Проект, одобренный 11 июля 2008 года коллегией Федерального космического агентства (Роскосмос), имеет более чем десятилетнюю предысторию. "Восточный" - уже вторая попытка России создать космический форпост на Дальнем Востоке. Первая была предпринята еще в 1997 году. Тогда на базе расформированной дивизии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), дислоцированной рядом с закрытым городом Углегорск в Амурской области, указом президента России Бориса Ельцина был создан "государственный испытательный космодром №2", более известный под названием "Космодром "Свободный". Космодром "Восточный", кстати, будет создан на его месте.


Официальные лица российского правительства, в частности, вице-премьер Сергей Иванов, приводят те же аргументы, что и их предшественники более 10 лет назад. Тогда необходимость создания космодрома на территории России, с которого можно выводить в космос ракеты с полезной нагрузкой 20 и более тонн, обосновывали военные - представители Генерального штаба, руководство Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и ряда других структур. "Силовики" напирали на то, что стартовые комплексы "тяжелых" ракет с распадом СССР остались вместе с Байконуром в глубине Казахстана. Также военные обращали внимание на то, что за аренду Байконура Казахстан ежегодно получает $115 млн (российско-казахстанский договор об аренде истекает в 2050 году). При этом арендной платой казахские власти довольствоваться не собирались - каждый аварийный запуск, сопровождавшийся падением обломков ракет и космических аппаратов на территорию Казахстана, облагался отдельными компенсационными платежами, составлявшими сотни тысяч долларов. С тех пор "конструктивные" российско-казахские отношения ничуть не изменились.


Углегорск выбран в качестве форпоста российской космонавтики не случайно - как рассказал "Стандарту" высокопоставленный офицер РВСН, изначально ни у кого не было сомнений, что "космодром будущего" будет создан именно на Дальнем Востоке. Это - самая южная часть России, а, как известно, чем ближе точка запуска ракеты к экватору, тем большую полезную нагрузку она может вывести на орбиту. "Создание космодрома в районе Уссурийска и Владивостока было бы целесообразным - они расположены на 2-3 южнее Байконура, - говорит собеседник "Стандарта". - Но ступени запущенных оттуда ракет падали бы на территорию Китая и Японии". Также были забракованы варианты размещения космодрома на Сахалине и в районе Сихотэ-Алиньского хребта в Приморье - там отсутствовала даже минимально необходимая для создания космодрома инфраструктура. На ракетной базе близ Углегорска она есть - к бывшей военной базе подведена ЛЭП, железнодорожная ветка и бетонированная автодорога, военный городок. К преимуществам Углегорска относятся также низкая сейсмическая активность региона (по сравнению с Приморьем и Сахалином), а также то, что трассы ракетных запусков с него пролегают над практически безлюдной местностью: первые ступени запущенных ракет "приземлялись" бы на юге Якутии, вторые - в Северном Ледовитом океане.


В 1997 году в разработке проекта первого дальневосточного космодрома принимали участие главные проектные институты космической отрасли: ФГУП "КБ транспортного машиностроения", КБ "Салют", входящее в состав Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. Хруничева, "КБ общего машиностроения" и КБ "Мотор", занимающееся созданием транспортной инфраструктуры для ракетно-пусковых комплексов. Разработчики представили правительству фантастический бюджет космодрома - за 10 лет, то есть к 2007 году, в "Свободный" и сопутствующую инфраструктуру предполагалось инвестировать 13 трлн руб. (чуть менее $2 трлн в ценах 1997 года). Значительную часть средств при этом планировалось вложить в новую ракету для нового космодрома - согласно указу Бориса Ельцина, ею должен стать тяжелый носитель "Ангара", разрабатывавшийся ГКНПЦ им. Хруничева. Но в итоге из запланированных 13 трлн рублей на "Свободный" правительством не было выделено ни копейки. После кризиса 1998 года грандиозный проект был отложен в долгий ящик, а "Свободный" стал использоваться для коммерческих запусков ракет "Старт-1".



«Старт-1» – единственная ракета, летающая с «Восточного», – может выводить в космос спутник массой до 500 кг.
«Старт-1» – единственная ракета, летающая с «Восточного», – может выводить в космос спутник массой до 500 кг.

Идет война ракетная


В 2007 году в "космической экспансии" на Дальний Восток произошел неожиданный поворот. В феврале президент России Владимир Путин закрыл "Свободный". А уже 6 ноября того же года другим указом - "О создании нового космодрома "Восточный" в Амурской области" - глава российского государства фактически отменил первоначальное распоряжение. Формальным объяснением такого развития событий стало то, что космодром необходимо было передать из ведения Минобороны в ведение Роскосмоса, то есть сделать его полностью "гражданским". В неофициальной беседе источник, знакомый с расстановкой сил в Роскосмосе, заявил "Стандарту", что закрытие космодрома отвечало интересам некоторых структур Минобороны, и ведомства Анатолия Перминова. "С одной стороны, они вполне комфортно чувствуют себя на Байконуре, а разработка новой ракеты "Ангара" (продукция ГКНПЦ им. Хруничева, - прим. "Стандарта") для "Восточного" займет массу сил и средств, и не известно, оправдает ли себя, - заявил собеседник "Стандарта". - С другой стороны, брать на себя ответственность за создание с нуля космического объекта на Дальнем Востоке и неизбежно отдавать предпочтение одной из отраслевых группировок руководство космической отрасли сейчас не готово". По словам источника, решающим аргументом для закрытия космодрома стало то, что "Ангары" еще не существует (ее первый полет намечен на 2011 год). Как говорят участники российского рынка производства ракет-носителей, не последнюю роль в этом сыграло руководство Амурской области - ему якобы удалось доказать высшему руководству России, что строительство космодрома будет способствовать укреплению интересов на Дальнем Востоке и развитию региональной инфраструктуры.
Николай Севастьянов,  в прошлом - заместитель председателя правительства Амурской области, а ранее руководитель Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П. Королева и ОАО "Газком", воздержался от комментариев, сославшись на то, что вопросы строительства космодрома находятся в компетенции Роскосмоса. При этом он отметил, что создание нового космодрома "Восточный" отвечает интересам Дальневосточного региона.


По его словам, проект может привлечь в Дальневосточный регион до 25 тыс. специалистов из разных концов России. На месте Углегорска фактически должен быть построен новый город, рассчитанный на обслуживание инфраструктуры космодрома. В соответствии с планом, озвученным Роскосмосом, первый запуск новой ракеты-носителя с космодрома "Восточный" должен состояться в 2015 году, а пилотируемые запуски планируется начать с 2018 года. Причем космонавты с "Восточного" будут летать не только на околоземную орбиту. В ноябре прошлого года первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов популярно объяснил общественности, что ракеты с "Восточного" будут доставлять пилотируемые экспедиции на Марс и на Луну.
В конце 2007 года разработка системного проекта космодрома "Восточный" была поручена подмосковному ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ЦНИИмаш) - организации, занимающейся проектными разработками в сфере космической техники с конца 1940-х годов. В ЦНИИмаше отказались отвечать на вопросы "Стандарта", касающиеся проекта. В частности, начальник отдела по информационному обеспечению космической деятельности ФГУП Александр Русков заявил, что вся финансовая документация разработок имеет гриф "для служебного пользования". Однако, по словам представителя одной из организаций, находящихся в ведении Роскосмоса, стоимость контракта с космическим ведомством "превысила 100 млн руб.". Этот проект и был представлен 11 июля на рассмотрение коллегии Роскосмоса, в которой приняли участие представители Минобороны, Московского авиационного института, Российской академии наук и ряда других структур.


Официальные сообщения о ходе коллегии крайне скупы и сводятся к тому, что проект был принят при условии доработок ряда пунктов к концу 2008 года. Открывая заседание, глава Роскосмоса Анатолий Перминов отметил, что "разработчикам материалов системного проекта во главе с ЦНИИмаш в короткие сроки удалось выполнить поставленную задачу в полном соответствии с техническим заданием". По его словам, "в системном проекте однозначно определена на основе детального прогноза задач космической деятельности необходимость создания новой ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъемности". Раскрыть детали коллегии пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев отказался, отметив, что заседание проходило в закрытом режиме. Источник в Роскосмосе отметил, что в ходе разработки проекта фигурировал бюджет создания космодрома в размере 180 млрд руб. ($6,9 млрд): "Это средства на создание только космодрома - подъездных путей, ангаров, заправочных станций для ракет и т. п.". В целом затраты на строительство "Восточного" могут оказаться выше на порядки, отметил собеседник "Стандарта": "Разработка новых ракет-носителей может стоить в два-три раза дороже, чем строительство космодрома. Сколько будет стоить сопутствующая инфраструктура - например, жилье для персонала, создание на Дальнем Востоке научных и производственных мощностей самого разного профиля, с уверенностью не может сказать никто". В целом источник оценил системный проект, представленный ЦНИИмаш, не как готовый план действий, а как подробный график мероприятий, связанных со строительством космодрома: "Окончательного проекта не может появиться до того, как государство решит - какие ракеты будут запускаться с "Восточного".


Впрочем, пока даже не ясно, по какой статье бюджета станет финансироваться грандиозное космическое строительство на Дальнем Востоке. В 2005 году в России принята федеральная целевая программа по развитию российских космодромов на 2006-2015 годы, с бюджетом 27,39 млрд руб. Однако программа целиком и полностью рассчитана на развитие космодрома "Плесецк", а средства на "Восточный" в нее не заложены.
Также непонятно, кто и из каких средств будет финансировать развитие инфраструктуры, окружающей космодром. В 2002 году правительство РФ утвердило федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". Бюджет этой программы составляет 566 млрд руб., 426,2 млрд руб. из которых должны быть выделены из федерального бюджета, 49,5 млрд руб. - из региональных, а 4,7 млрд руб. - из муниципальных бюджетов (на внебюджетные источники приходится 85,4 млрд руб.). Согласно ФЦП, только в этом году в инфраструктуру Дальнего Востока должно быть вложено 35 млрд руб. Теоретически в этом проекте могло бы найтись место для дорог, аэропорта, жилья, школ и больниц вокруг космодрома. Однако, как рассказывают сотрудники заинтересованных отраслевых предприятий, когда речь заходит о "Восточном", представители администрации Амурской области и Дальневосточного федерального округа проявляют крайний консерватизм: "По их мнению, обустройством космодрома должен заниматься Роскосмос на деньги из федерального бюджета".


Генеральный директор ЗАО "Центр передачи технологий" (отраслевой центр Роскосмоса) Сергей Жуков считает, что логичным шагом со стороны государства стало бы расширение ФЦП развития космодромов. "Возможна и разработка отдельной ФЦП, специально для развития "Восточного", - рассуждает Сергей Жуков. - Но это отсрочка - разработка и согласование такой программы займет, как показывает опыт, не менее двух лет. Идет обоснование системного проекта космодрома - это хорошо. Плохо то, что Роскосмос пока не зашел на территорию "Восточного" своим филиалом или специализированным предприятием".



Ракета «Ангара» имеет все шансы стать главным российским космическим транспортом на ближайшие несколько десятилетий
Ракета «Ангара» имеет все шансы стать главным российским космическим транспортом на ближайшие несколько десятилетий

По "Ангаре", по "Ангаре"...


Вопрос о бюджете космодрома может прояснить научно-технический совет Роскосмоса, который состоится уже после выхода этого номера "Стандарта" в свет  - по словам Александра Рускова из ЦНИИмаша, на нем будет решаться вопрос о том, какие ракеты будут запускаться с "Восточного". Заседание научно-технического совета обещает обернуться дуэлью крупнейших российских производителей ракетно-космической техники.


Первый претендент на пусковое "место" на "Восточном" - ГКНПЦ им. Хруничева. Его главный козырь - "Ангара", задуманная в начале 1990-х годов как флагман российского "космического" флота. Разработка "Ангары" еще для космодрома "Свободный" была предусмотрена президентским указом от 1997 года. Бюджет создания и стоимость проекта неоднократно менялись. Изначально планировалось, что первый запуск "Ангары" состоится в 2003 году. При этом в 1999 году соинвестором проекта стал американский ракетно-космический концерн Lockheed Martin. Заплатив ГКНПЦ $68 млн, американцы получили право на маркетинг коммерческих запусков "Ангары" (это значит, что Lockheed Martin может продавать производителям спутников "места" на запускаемых ракетах-носителях). Однако "Ангара" не отправилась в космос до сих пор. По словам Александра Бобренева, пресс-секретаря ГКНПЦ, первый ее полет состоится в 2011 году.


В 2005 году ГКНПЦ и Минобороны РФ заключили договор о финансировании строительства "Ангары". Сумма контракта никогда не разглашалась - однако по его условиям разработчики ракеты-носителя должны бесперебойно получать средства до 2010 года. Чуть ранее, в 2004 году, кредитную линию в размере 600 млн руб. на создание "Ангары" "Хруничеву" открыл Альфа-Банк. Наконец в 2005 году "Ангара" была включена в федеральную целевую программу "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы". Согласно программе, до 2010 года на создание стартовых комплексов для "Ангары" и ракеты "Союз-2" (разработка самарского завода "Прогресс") на космодроме "Плесецк" будет потрачено 9,53 млрд руб. Второй этап ФЦП (2011-2015 гг.) предусматривает государственные инвестиции в стартовую позицию для "Ангары" в Плесецке еще в объеме 17,79 млрд руб.


Повышенный интерес государства и инвесторов к "Ангаре" объясним - ее разработчики позиционируют свое детище как универсальное средство доставки в космос любых объектов, в том числе пилотируемых космических кораблей. При этом "Ангара" - едва ли не универсальный носитель. Ракетная система может, как детский конструктор, "составляться" из одного-восьми разгонных блоков. Соответственно, полезная нагрузка, которую ракета может выводить в космос, может составлять от 1,5 до 25 тонн (в некоторых заявлениях руководства ГКНПЦ говорится даже о 30-40 тоннах). Для сравнения - основная "тяжелая" ракета России, "Протон", также созданная ГКНПЦ им. Хруничева, может доставлять на орбиту максимум 22 тонны груза. При этом, в отличие от "Протона", в качестве топлива "Ангара" использует не ядовитый гептил, а экологически чистую керосиново-кислородную смесь. Последний аргумент немаловажен. Известно, к примеру, что в 1990-х годах против размещения космодрома близ Углегорска категорически возражало руководство Якутии. По его мнению, падение на территории республики "ядовитых" компонентов ракет привело бы к выводу из хозяйственного оборота огромных территорий.


Впрочем, в ГКНПЦ им. Хруничева к проекту "Восточного" относятся подчеркнуто спокойно. "В теории, конечно, нас очень интересует этот космодром, - говорит руководитель пресс-службы ГКНПЦ Александр Бобренев. - Однако сейчас мы сосредоточены на создании стартового комплекса для "Ангары" в Плесецке. Кроме того, мы участвуем в совместном с Казахстаном проекте "Байтерек", цель которого - начать запуски "Ангары" с "Байконура".


Но ГКНПЦ - не единственный претендент на статус главной ракетной "фирмы" "Восточного". Еще один потенциальный участник - ОАО "Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева" (ГРЦ), известное как разработчик баллистических ракет для подводных лодок. Как рассказал "Стандарту" заместитель главного конструктора ГРЦ Георгий Сытый, на коллегии Роскосмоса его предприятие представило сразу несколько разработок. Первая - семейство ракет под условным названием "Виктория". Масса полезного груза, выводимого на орбиту этой системой, может варьироваться в зависимости от количества и конфигурации разгонных блоков. Максимальная полезная нагрузка для такого "конструктора" может составлять 125 тонн. Второй проект ГРЦ - ракета среднего класса "Россиянка". В "базовой" комплектации она может выводить на орбиту полезную нагрузку до 20 тонн. Кроме того, разрабатывается модификация ракеты, первая ступень которой возвращается из космоса на землю, затормаживая падение с помощью ракетных двигателей - эта модификация может нести в космос груз весом 35-40 тонн. "Основными достоинствами этого варианта являются исключение зон падения первой ступени, отсутствие дорогостоящей взлетно-посадочной полосы для посадки крылатых возвращаемых ступеней, низкая удельная стоимость выведения. В этом направлении, помимо топлива "жидкий кислород - керосин", рассматривается также как дальнейшая перспектива топливная пара "жидкий кислород - сжиженный природный газ", и "жидкий кислород - жидкий водород", - говорит Георгий Сытый.


Кроме того, ГРЦ в системном проекте представил предложения по размещению на космодроме "Восточный" конверсионных ракет семейства "Штиль" и авиационного ракетного комплекса двойного назначения "Воздушный старт". Этот проект предусматривает запуск с самолета Ан-124 "Руслан" двухступенчатой ракеты на жидком топливе. На низкую орбиту, как планируют разработчики, такая система сможет доставить спутник весом до 3,9 тонны, на геостационарную - до 650 кг.


Как рассказали "Стандарту" близкие к Роскосмосу источники, на "Восточном" хотят закрепиться еще две ракетостроительные структуры - самарский ФГУП "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" и РКК "Энергия". По словам собеседников, "ЦСКБ-Прогресс" "продвигает" на "Восточный" свои ракеты "Союз 2" и "Союз 3", представляющие собой развитие эксплуатируемого многие годы во множестве модификаций носителя "Союз". На вопросы "Стандарта", направленные на имя генерального директора "Прогресса" Александра Кирилина, представители предприятия так и не ответили.


Что касается РКК "Энергия", то с нею связывают проект ракеты-носителя "Энергия-М". Это - прямой потомок ракеты "Энергия", которая, как предполагалось в середине 1980-х годов, должна была выводить на орбиту "советский шаттл" - космический корабль многоразового использования "Буран". Проект "Энергия-М" менее амбициозен - предполагается, что эта ракета сможет выводить на низкие орбиты грузы весом до 34 тонн, на геостационарную - спутники весом три-семь тонн.


"Наиболее вероятные претенденты на "Восточный", - "Прогресс" со своим "Союзом" и "Хруничев" с "Ангарой", - считает представитель одной из ракетостроительных фирм, с которым удалось побеседовать корреспонденту "Стандарта", - эти проекты лучше всего финансируются, находятся в наибольшей готовности".
О сроках и бюджетах ракетостроительных проектов их участники предпочитают не строить предположений. В неофициальных беседах они отмечают, что пока не ясно, где будут строиться ракеты. Проблем с производственными мощностями сейчас нет ни у ГКНПЦ им. Хруничева, ни у ГРЦ, ни у двух других претендентов. Однако все они расположены слишком далеко от "Восточного". "Целесообразно создание производственных мощностей на Дальнем Востоке, - считает Сергей Жуков из "Центра передачи технологий". - Например, для этой цели подойдет Авиационное производственное объединение им. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, выпускающее сейчас истребители "Сухого". Вокруг этого производства может сложиться дальневосточный космический центр, в котором будут разрабатываться и создаваться космические аппараты, готовиться кадры".


На "Старт" внимание


"Восточный", как до него и "Свободный", пока так и не получил запланированных государственных инвестиций. Это, как считает Сергей Жуков, грозит развалом Углегорску и окружающим его объектам. "Есть поручение президента Владимира Путина премьер-министру Виктору Зубкову, датированное ноябрем 2007 года. В нем говорится о необходимости сохранения инфраструктуры закрытого административно-территориального образования  "Углегорск" и космодрома "Свободный" для будущего космодрома "Восточный". Однако никто не знает, какие именно визы поставили премьер и другие ответственные сотрудники аппарата правительства на этом поручении, кто его реально исполняет, кто держит на контроле", - говорит Сергей Жуков. По его словам, процесс разрушения уже идет вокруг Углегорска и навис над самим городком. В самом Углегорске, как свидетельствует Сергей Жуков, пока поддерживается порядок, населенный пункт обустраивается. Но за его пределами... "От Углегорска до места одного из запланированных для строительства стартов около 30 км сначала асфальтовой, а потом бетонной дороги. Восемь километров плит "бетонки" уже снято, - констатирует Сергей Жуков. - Говорят, на рынке длинная плита идет за 7 тыс. руб., а короткая - за 4 тыс. руб.". По словам Сергея Жукова, плиты пользуются спросом у местных жителей, идут на строительство гаражей: "Я своими глазами видел  два крана. Один принадлежал "контрабандистам". Другой - администрации Углегорска...". Также глава "Центра передачи технологий" рассказал, что после выхода указа президента РФ о ликвидации "Свободного", из 2000 офицеров, служивших на объекте, к маю 2008 года осталось только 500, и те с семьями уезжают каждый день:  "Освободившиеся объекты Роскосмос от Минобороны до сих пор так и не принял".


И все же жизнь на космодроме не остановилась. Запуски ракет "Старт-1" с бывшей пятой площадки космодрома "Свободный" осуществляет ЗАО "Пусковые услуги". Компания была создана в 1997 году при участии Российского авиационно-космического агентства (предшественник Роскосмоса) и группы отраслевых предприятий. Полномочия на запуски, в том числе со "Свободного", были возложены на "Пусковые услуги" распоряжением российского правительства в 1998 году. Сейчас 100% акций "Пусковых услуг" принадлежит ЗАО "НТЦ комплекс МИТ", учредитель которого - Московский институт теплотехники, разработавший межконтинентальную баллистическую ракету "Тополь". Генеральный директор "Пусковых услуг" Сергей Зинченко, впрочем, развеивает заблуждения, когда "Старт-1" называют коммерческой модификацией "Тополя": "От военной ракеты в "Старте" по согласованию с Минобороны используются только две ступени. Остальная материальная часть сконструирована и изготавливается заново, включая систему управления и другие элементы конструкции ракетно-космического комплекса. Это две совершенно разные ракеты, не только по назначению, но и с разной математикой, электроникой, характеристиками".


Как рассказал корреспонденту "Стандарта" Сергей Зинченко, компания "Пусковые услуги" занимается маркетингом "Старт-1". Космические войска, в свою очередь, осуществляют часть работ при подготовке и осуществлении запуска. "Пусковые услуги" ищут и ведут переговоры с заказчиками, координируют работу подрядных организаций и взаимодействуют с госорганами.


Первый запуск "Старт-1" со "Свободного" состоялся 4 марта 1997 года - тогда на орбиту был выведен российский военный космический аппарат "Зея". В 1997-2006 годах "Старт-1" отправил в космос еще четыре спутника: два израильских космических аппарата для мониторинга земной поверхности серии Eros, американский спутник Early Bird, шведский Odin-1. У "Пусковых услуг" есть планы запуска космических аппаратов и на следующий год. Каждый полет "Старта" с полезной нагрузкой обходится заказчику в $12-15 млн в зависимости от сложности выполняемой задачи.


Сергей Зинченко считает, что "Пусковые услуги" заняли нишу на рынке коммерческих запусков. "Старт-1" может выводить на орбиту спутники весом до 500 кг. Для сравнения - ракета "Днепр", созданная на базе баллистической ракеты РС-20 "Сатана" (эксплуатируется российско-украинским СП "Космострас"), может выводить на сопоставимую орбиту объекты весом до 1200 кг, ракета "Рокот" (ее запускает совместное предприятие ГКНПЦ им. Хруничева и европейского аэрокосмического консорциума EADS) - до 1700 кг. "Однако запуски этих носителей и обходятся приблизительно в два раза дороже, чем "Старт-1", - подчеркивает Сергей Зинченко.
К сложностям при создании "Восточного" Сергей Зинченко относится спокойно и считает, что на деятельность "Пусковых услуг" они не окажут существенного влияния. "На фоне изменений, происходящих в российских органах исполнительной власти в последние месяцы, проект во многом потерял динамику, - считает он. - И потом, мы не имеем к создаваемым объектам космодрома "Восточный" формального отношения. Наша наземная инфраструктура и ракетно-космический комплекс уже созданы и успешно функционируют. Нам предстоит лишь организационная задача - инкорпорировать свою деятельность в новую структуру в рамках утвержденного последней коллегией Роскосмоса системного проекта космодрома "Восточный". Также Сергей Зинченко считает, что прекращение по каким-либо причинам запусков ракет "Старт-1", безусловно, негативно сказалось бы на состоянии Углегорска и кадрах для будущего космодрома: "В отдельные годы налоговые поступления в бюджет закрытого административно-территориального образования от нашей деятельности были сопоставимы с объемами его бюджетного финансирования".