Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
 Поиск
USD 67.68 EUR 76.07
14 ноября 2018 года, Ср
Данила Шеповальников Компании и рынки

Темная сторона кабеля

Рынок аренды внутригородских каналов связи в России стагнирует, однако новый импульс его развитию могут придать так называемые "темные волокна". До сих пор операторы протягивали ВОЛС, ставили на них передающее оборудование и предлагали каналы в аренду. Но теперь на этом рынке появились торговцы "сырьем": они прокладывают волоконно-оптический кабель для продажи и сдачи в аренду отдельных волокон в нем. Воспользовавшись их услугами, связисты могут в разы сократить расходы на строительство магистральной инфраструктуры, а крупные многофилиальные предприятия - сэкономить на создании корпоративной сети.

"Темное волокно" - это готовая к эксплуатации оптическая инфраструктура, не оснащенная оборудованием для передачи данных (маршрутизаторы, концентраторы и т. п.) и не используемая ее владельцем по прямому назначению. Эту инфраструктуру собственники сдают операторам связи. Своим названием "темное волокно" обязано технологии передачи сигнала по оптическим сетям в виде световых импульсов: неиспользуемые волокна не несут в себе света и, соответственно, называются темными. Согласно эмпирическому правилу в хорошем оптическом кабеле на каждые шесть пар задействованных волокон должна приходиться одна резервная пара. То есть дополнительные, неиспользуемые волокна присутствуют практически в любом оптоволоконном канале.

Для операторов сдача в аренду таких волокон - непрофильный бизнес. "Имея разветвленную сетевую инфраструктуру, мы все-таки в основном стараемся сдавать ее в аренду не волокном, а услугой, то есть предлагаем использовать каналы целиком", - рассказал корреспонденту "Стандарта" Антон Виноградов, заместитель генерального директора альтернативного оператора "Северен Телеком". - Бывает, что мы сдаем "темное волокно" - но в основном давним клиентам, потребляющим большой объем услуг".

Иным образом обстоит ситуация со строительно-монтажными компаниями, которые целенаправленно создают оптоволоконную инфраструктуру для сдачи в аренду или продажи волокон операторам или корпоративным клиентам. Зачастую такие организации даже не имеют лицензию на предоставление услуг связи: им она не нужна, поскольку в данном случае отношения с клиентами носят сугубо имущественный характер.

Торговцы волокнами

Крупнейший на сегодняшний день строитель "темных волокон" - ЗАО "Мастертел-Север". Эта компания была основана в 2002 году вместе с московским оператором связи "Мастертел". В ее функции входит прокладка и монтаж волоконно-оптических кабелей, строительство телефонной канализации и создание структурированных кабельных систем (при этом "Мастертел-Север" не имеет лицензий на оказание услуг связи). В 2003 году обе компании вошли в состав многоотраслевого холдинга "Прайм Бизнес Групп". По словам Михаила Белова, генерального директора "Мастертел-Север", идея создания сети "темного волокна" в Москве и Московской области принадлежала руководству холдинга. Проект получил название "Мастер-Коннект", а его исполнителем и куратором выступил "Мастертел-Север". Сеть "Мастер-Коннект" была запущена в 2006 году и сразу же обратила на себя внимание столичных операторов. "Идея продавать кабели и волокно не нова. Наше ноу-хау заключается в том, что мы придумываем за операторов связи правильную, законченную сетевую инфраструктуру, определяя, какой она должна быть с точки зрения архитектуры и линейно-кабельных сооружений. Именно поэтому проект успешен: многие операторы сегодня развивают сети на базе нашей инфраструктуры", - комментирует Михаил Белов.

Протяженность московской сети "Мастер-Коннект" составляет 1,5 тыс. км. Она раскинулась на территории всех 10 административных округов Москвы и дотянулась до некоторых городов Подмосковья (Химки, Мытищи, Люберцы, Пушкино, Ивантеевка и др). Основу сети составляет волоконно-оптический кабель из 64, 72 и более волокон. Примерно через каждый километр на нем установлены разветвительные муфты, позволяющие подключать клиентские кабели "в горячем режиме", без отключения других пользователей сети. В конце 2007 года к сети "Мастер-Коннект" в рамках проекта "Дата-Мастер-2007" были подключены крупнейшие data-центры Москвы, принадлежащие компаниям Stack Group, "Связь-ВСД", ISG, "Хостер.ру" и др. По словам Михаила Белова, основными клиентами его компании являются операторы связи, а также крупные банки, заинтересованные в объединении своих филиалов в единую высокоскоростную сеть с пропускной способностью 1 Гбит/с и выше. "У московских операторов, предоставляющих каналы связи в аренду, линии с такой пропускной способностью будут стоить очень дорого. Кроме того, большинство операторов попросту не готовы их предоставить: у кого-то недостаточная зона охвата, а у кого-то сети слабоваты", - говорит Михаил Белов. При желании заказчик может арендовать волокна сети "Мастер-Коннект" - это быстрый способ получить волоконно-оптическую трассу в том или ином районе Москвы. В будущем "Мастертел-Север" собирается развивать сеть в Подмосковье и в Санкт-Петербурге, однако это долгосрочные планы, к реализации которых компания приступит не раньше, чем через год.

Схожий проект развивает в Москве ООО "РК Связь". Эта компания, так же как и "Мастертел-Север", не обладает лицензиями на услуги связи и занимается только построением сетевой инфраструктуры. "РК Связь" была создана в 2004 году, но к активной деятельности приступила лишь два года спустя и с этого времени покрывает столицу сетью волоконно-оптических кабелей. По словам Вадима Журавлева, коммерческого директора "РК Связь", для построения сети его компания использует кабели с большим количеством оптических волокон (96, 144, 216, и 432 на магистральных каналах). Сеть "РК Связь" имеет протяженность 1,5 тыс. км, к концу 2009 года она должна достигнуть 3 тыс. км. В этом случае, по расчетам Вадима Журавлева, расстояние от любого здания в Москве до точки присутствия сети "РК Связь" не превысит 1 км. "Мы строим сети в Москве и Петербурге. В перспективных планах есть проекты построения матричных волоконно-оптических сетей в крупных городах России. Мы ищем партнеров для реализации этих проектов", - говорит он.

Еще один заметный участник рынка "темного волокна" в Москве -  ЗAO "Универсальные Карточные Технологии". Эта компания была зарегистрирована в 2003 году по инициативе оператора "Мастертел" как предприятие в составе холдинга "Прайм Бизнес Групп", отвечающее за все проекты, ориентированные на предоставление конечным потребителям услуг по предоплаченным карточкам. В 2006 году на собрании акционеров "Универсальных Карточных Технологий" было решено сосредоточиться на расширении спектра услуг на базе распределенной ВОЛС под брендом Prime-Line. Для начала компания выкупила ресурс "темного волокна" у нескольких компаний (в том числе у "Мастертел-Север"), а затем приступила к строительству собственной инфраструктуры.
Сегодня Prime-Line - это группа компаний, и ЗАО "Универсальные Карточные Технологии" специализируется на предоставлении лямд в "темном волокне" и на монтаже систем спектрального уплотнения на собственных линиях операторов, а ЗАО "ПРАЙМ-ЛАЙН", входящее в эту же группу компаний, - непосредственно на предоставлении "темного волокна".

"Сегодня Prime-Line - это 300 км оптоволокна в Москве и Подмосковье. По Москве мы можем предоставить в аренду волокно для соединения двух любых точек с достройкой не более 6 км, - сообщил корреспонденту "Стандарта" Сергей Мирошкин, генеральный директор Prime-Line. По его словам, в зону охвата Prime-Line входят некоторые районы Подмосковья по Ленинградскому, Дмитровскому, Рязанскому, Варшавскому и Волоколамскому направлениям. "Охват области ограничен тем, что канализация для прокладки кабеля находится на балансе областных узлов связи, с которыми пока работа не отлажена", - признает  Сергей Мирошкин.

В ближайшие полгода Prime-Line планирует развивать сеть на Рязанском и Варшавском направлениях, а также увеличить ее протяженность в Москве в 1,5 раза до конца 2008 года. "Мы продвигаем оптику в сегмент бюджетных решений, предлагая операторам использовать ее в том числе и в качестве "последней мили". Операторы могут использовать арендованное у нас волокно с полосой пропускания до 10 Гбит/с, хотя обычно используется 1 Гбит/с", - отметил Сергей Мирошкин.

Проекты в области "темных волокон" развиваются и в Петербурге - например, ЗАО "Радион" пошло на этот рынок по пути, во многом отличному от избранного московскими коллегами. Компания создавалась в 2002 году как универсальный оператор связи - его учредителем стала группа топ-менеджеров петербургских телекоммуникационных компаний. К началу 2004 года "Радион" получил комплект лицензий на предоставление услуг связи, включая передачу данных, местную телефонию и др. Однако руководство компании решило сконцентрироваться на предоставлении в аренду "темного волокна".

По словам генерального директора "Радиона" Олега Ротанского, инвестиции в проект составили около $2,5 млн. В первые два года работы протяженность оптоволоконного кабеля компании в Петербурге превысила 150 км. "Мы располагаем инфраструктурой, которую можем довести до клиента в любой части города. Пропускная способность магистральных каналов составляет 40 Гбит/с, при этом в кабелях используется более 300 волокон", - сообщил Олег Ротанский.

Волокна в тумане

Говорить о продаже и сдаче в аренду "темных волокон" в России как о сложившемся рынке преждевременно - пока речь идет лишь об отдельных проектах. В теории, как считают прокладчики "темного волокна", его развитие может открыть новые коммерческие перспективы для начинающих операторов. По словам Сергея Мирошкина из Prime-Line, сегодня с помощью "темного волокна" начинающий оператор связи может быстро получить инфраструктуру, на развитие которой более зрелые конкуренты потратили годы. "Благодаря активности строителей "темного волокна" активизируется процесс повсеместного перехода с меди и радиоканалов на оптику", - считает Михаил Белов, глава "Мастертел-Север".

В то же время строители признают, что развитию "темноволоконного" рынка препятствуют два фактора. Первая проблема связана с регулированием отношений продавцов и покупателей "темных волокон". "С продажей кабеля сложностей не возникает - после оформления сделки права на его владение полностью передаются покупателю. Если же кабель распродается по частям, то всегда остаются вопросы: кто становится его владельцем, на чьем балансе он "висит" и как будет осуществляться взаимодействие между компаниями, купившими волокно в одном кабеле. Поэтому наша юридическая служба считает, что сегодня все зависит только от того, насколько четко эти моменты прописываются в договоре аренды и продажи волокна", - поясняет Антон Виноградов из "Северен Телеком". По словам Вадима Журавлева из "РК Связь", препятствием является также довольно сложная и долгая бюрократическая процедура согласования проектов и затем получения разрешения на строительство или прокладку кабеля.

Вторая проблема - неудовлетворительные скорость и качество обслуживания приобретаемых волокон. "В случае обрыва на каком-либо из участков выкупленной оптики срок восстановления может составить более суток. Обслуживание выкупленных волокон в чужом кабеле - основная проблема этого бизнеса", - считает Вадим Ваньков, директор по маркетингу "АКАДО Телеком".

Что им стоит сеть построить

Несмотря на юность индустрии "темного волокна", на столичном рынке уже есть примеры его успешного использования операторами. Так, созданная в 2006 году компания "Рубиком" за год организовала оптоволоконную сеть на территории Москвы на базе инфраструктуры "Мастер-Коннект". Первоначально "темные волокна" брались в аренду, однако в конце 2007 года руководству компании удалось договориться о выкупе части ресурсов "Мастер-Коннекта" у "Мастертел-Север". По словам генерального директора "Рубикома" Дмитрия Самарина, он полностью удовлетворен выбранной моделью развития: "Благодаря использованию "темного волокна" нам удалось в рекордные сроки создать оптоволоконную сеть протяженностью более 500 км". Основой бизнеса "Рубикома" является объединение офисов московских клиентов каналами передачи данных с офисами более чем в 200 городах России и мира.

В Северной Пальмире, где активно развиваются сразу несколько проектов по созданию ВОЛС масштаба города, некоторые операторы также прибегают к услугам строителей "темного волокна". "Для развития внутригородской сети Effortel в Санкт-Петербурге работает с несколькими подрядчиками, в том числе с компанией "Радион". Мы рассматриваем данный способ как достаточно перспективный по целому ряду параметров: скорость развертывания сети, качественные характеристики, легальность решения", - рассказал корреспонденту "Стандарта" Руслан Гурджиян, генеральный директор филиала "РБЕ "Северо-Запад" ОАО "Эффортел". Хотя, по его словам, приобретение "темных волокон" у других операторов это скорее рабочий момент, не являющийся основой стратегии развития сети Effortel.
К концу 2008 года ввести в эксплуатацию около 500 км волоконно-оптического кабеля в Санкт-Петербурге предполагает "Комстар - ОТС". Однако, как отметил Денис Крамаренко, коммерческий директор Санкт-Петербургского филиала ОАО "Комстар - ОТС", оператор строит сеть самостоятельно. "Это позволяет повысить капитализацию компании, сократить операционные затраты, обеспечить качественное управление каналами и услугами.

Для мелких операторов аренда "темных волокон" - хороший вариант быстрого стартапа, но серьезная компания должна строить сети сама. Выкупать каналы у операторов "темного волокна" нам не всегда выгодно". Правда, в компании допускают возможность того, что на первоначальном этапе выхода на рынок на некоторых участках "Комстар - ОТС" может воспользоваться ресурсами ЗАО "Радион", но это будет скорее исключение, чем правило для филиала.

С недавних пор волоконно-оптическую сеть в Петербурге активно развивает филиал "Корбины Телеком". Но по словам его директора, Дениса Куликова, "Корбина" не планирует прибегать к аренде или покупке "темного волокна". "В первую очередь это продиктовано наличием в Петербурге развитых сетей у операторов, которые являются нашими партнерами по холдингу, например, у "Голден Телекома".  Кроме того, аренда и продажа "темного волокна" никак не регулируется на законодательном уровне. Поэтому для компании, ведущей прозрачный бизнес, это не подходящий вариант", - сообщил Денис Куликов.

Вадим Ваньков из "АКАДО Телеком" считает, что эффективность самого подхода по аренде или выкупу "темного волокна" нужно рассматривать в каждом конкретном случае. "Для операторов, желающих иметь резервную оптическую трассу, это может быть вполне оправданно, а для корпоративных клиентов, использующих темную оптику как альтернативу услугам VPN, - это неоправданный  риск".

Тенденции рынка внутригородских каналов связи противоречивы: с одной стороны, корпоративным клиентам требуются все большие скорости передачи данных, с другой - операторы не готовы предоставить им необходимую пропускную способность. В такой ситуации, как считает Вадим Журавлев из "РК Связь", аренда "темных волокон" выглядит отличным выходом. "Крупные многофилиальные структуры - прежде всего банки, страховые компании, сетевые автосалоны - охотно берут у нас в аренду волокна и строят на их основе корпоративные сети. Увеличение скорости на каком-либо участке в этом случае зависит только от самого клиента: купил более скоростное оборудование и получил требуемую скорость. А самое главное, ничего не надо дополнительно платить оператору - ведь стоимость аренды волокна не зависит от скорости канала", - говорит коммерческий директор "РК Связь".

По словам Михаила Белова из "Мастертел-Север", стоимость строительства 1 км оптического кабеля по Москве составляет от $5 тыс. до $10 тыс. (в среднем - $8 тыс.). В Петербурге и Ленобласти, по словам Антона Виноградова из "Северен Телекома", средняя стоимость прокладки оптического кабеля составляет около $5 тыс. Для построения сети на базе "темного волокна" необходимо от 2 до 4 волокон в кабеле, которые обходятся клиентам "Мастер-Коннект" до $1 тыс. за 1 км. Таким образом, покупка "темного волокна" может обойтись оператору в 10-12 раз дешевле, чем прокладка собственного кабеля.

Крупнейшие операторы, в свою очередь, оценивают перспективы "темного волокна" сдержанно, а порой весьма скептически. "Стоимость аренды нескольких жил ниже аренды всего канала, поэтому в сегменте сверхскоростных линий связи от 500 Мбит/с и выше владельцы "темного волокна" действительно могут создать конкуренцию традиционным операторам. Но надо учитывать, что аренда канала исключает необходимость приобретать дорогостоящее оборудование, поскольку его установкой и обслуживанием занимается оператор, гарантирующий качество услуги", - комментирует коммерческий директор оператора "Комстар - ОТС" Роман Акатов. По его словам, "темное волокно" в первую очередь интересно самим операторам, которые на его базе могут построить узлы связи, организовать резервирование части своей сети или новую точку присутствия.

"АКАДО Телеком самостоятельно строит ВОЛС. Аренда или выкуп "темных волокон" для нас редкий случай. Связано это в первую очередь с тем, что мы владеем крупнейшей в Москве волоконно-оптической сетью протяженностью 18 тыс. км. Инвестирование в строительство идет в основном в организацию "последней мили" до конкретного клиента", - рассказал Вадим Ваньков из "АКАДО Телеком".

"Мы рассматриваем строителей "темного волокна" одновременно и как конкурентов, и как партнеров. Наша сеть развита настолько, что мы можем с ее помощью решать 99% возникающих вопросов. Но в некоторых случаях "темные волокна" могут быть полезны нам для удовлетворения потребностей наших клиентов", - комментирует Антон Виноградов из "Северен Телекома".
"Мы не опасаемся конкуренции: на наш взгляд, у "Метрокома" незыблемые позиции в Петербурге: мы работаем на рынке аренды внутригородских каналов связи уже более 15 лет. Наши клиенты не променяют нас на другую компанию только из-за разницы в тарифах: это ведь вопрос не только цены, но и качества предоставляемых каналов. Что же касается строителей "темного волокна", сдающих его в аренду, - их мы вообще не рассматриваем как конкурентов", - говорит Ирина Хабчик, советник генерального директора альтернативного оператора "Метроком" по связям с общественностью.

По данным MForum.ru, в 2007 году объем российского рынка аренды каналов связи составил $700 млн. При этом на сегмент внутригородских каналов связи пришлось около четверти от общей суммы, то есть примерно $170 млн.

Мнение

Константин Борисов,
генеральный директор группы компаний "ТОМЛАЙН":

Спрос на надежные цифровые каналы связи в российских городах будет расти. Этот процесс стимулируют два фактора: небольшая, но стабильная тенденция развития городского предпринимательства, а также существующая потребность в замене устаревших сетевых ресурсов на новые высокопроизводительные каналы. Количество крепко стоящих на ногах городских коммерческих и производственных структур увеличивается. Они нуждаются в организации защищенного электронного корпоративного документооборота между офисами, складами и производствами. При этом многих уже не устраивают собственные "медные" каналы связи и дорогостоящие, но малопроизводительные каналы традиционных операторов.

Мультисервисная сеть "ТОМЛАЙН" покрывает все районы областного центра Томска более чем 100 магистральными узлами и узлами абонентского доступа, соединенными ВОЛС общей протяженностью боле 250 км. Сеть построена с целью предоставления услуг по организации передачи данных, голоса, видео и доступа к информационным ресурсам. Подключение абонентов осуществляется только по волоконно-оптическим кабелям на скоростях от 10 Мбит/с до 1 Гбит/с. К одному узлу могут быть подключены абоненты в радиусе до 1 км. При этом монтированная емкость сети составляет не менее 15 тыс. узлов.
Стратегия канальных услуг "Томлайн" заключается в увеличении продаж каналов связи для организации "последних миль" национальных операторов связи, активизировавшихся в регионах.

Кроме того мы наращиваем комплекс канальных услуг для абонентов за счет организации VLAN и использования технологии MPLS. В числе наших клиентов, арендующих каналы связи, - представители нефтегазового сектора ("Газпром", "Империал групп", "Роснефть"), банки (Томские филиалы Центробанка, Сбербанка, Газпромбанка и т.д.), государственные федеральные структуры (областное и городские Управления ФНС, Госстатистика, Пенсионный фонд), а также национальные операторы связи (например, "Ростелеком), ведущие российские вузы, городской муниципалитет и крупнейшие медиахолдинги Томска.

Стоимость аренды внутригородских каналов в последнее время не увеличивается. На фоне роста ценовых характеристик на все, что формирует транспортную канальную базу, это удивляет. Растут цены на бензин, электричество, тепло, аренду помещений и инфраструктуры, а цены на аренду каналов, как и на ряд других востребованных услуг связи, в основном снижаются. Это свидетельствует о существующей конкуренции между поставщиками услуг, которая, на мой взгляд, действует на благо их потребителей.

Сформировавшегося рынка "темных волокон" в России пока еще не существует, однако многие компании, особенно сотовые операторы, с удовольствием берут в аренду волокна для улучшения сетевой инфраструктуры. Кроме того, аренда и продажа волокон отчасти способствует глобальному переходу сетей с меди и радиоканалов на оптику.

Стоимость аренды нескольких волокон в канале существенно ниже, чем стоимость аренды канала целиком. Именно по этой причине канальные операторы неохотно идут на аренду волокон. Проблема в какой-то степени схожа с сырьевой торговлей, например, древесиной или нефтью. Очевидно, что неизмеримо выгоднее продавать продукты переработки, нежели сырье. Но ситуация на рынке и конкретные запросы потребителей оставляют место и для такой услуги как "темное волокно".

Арендуемые волокна используются в основном для формирования сетевых ресурсов. Однако грамотно спроектировать, построить и экономично эксплуатировать сеть связи удается далеко не многим организациям. Более того, желание иметь такую сеть в подавляющем большинстве случаев не является верным путем решения корпоративных телекоммуникационных задач. Бизнес должен заниматься своим делом, связисты - своим.

Для оператора аренда "темного волокна" не более рискованна, чем инвестиции в создание дорогостоящих канальных ресурсов. При этом сегодня вполне реально построить операторский бизнес целиком на основе аренды или выкупа волокон. На рынке известны примеры успешных бизнес-проектов сотовых операторов, не имеющих ни километра собственных магистралей. В России много других, гораздо более опасных для операторского бизнеса рисков.

 

Анонс
Контакты

Учредитель и издатель журнала "Стандарт" – Группа компаний ComNews.

Коммерческий директор – Глеб Иванов gi@comnews.ru

Адреса:

107140, Москва, Верхняя Красносельская ул., д. 2/1, строение 1, офис 516.
Телефон: +7 495 933 5483, +7 495 933 5485

190013, Санкт-Петербург, Московский пр., дом 22, литера Т, офис 18Н
Телефон: +7 812 670 2030

Ваши замечания, пожелания, идеи,
пожалуйста, направляйте по адресам
редакции или по e-mail info@comnews.ru

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости