Олег Синча Регулирование


До последнего слушателя

 Российское государство пытается возродить самый массовый медиапродукт прошлого века - проводное радиовещание. Как это сделать - решают чиновники Минкомсвязи и силовых ведомств. Реанимировать "трехкнопочное" радио будет непросто. В большинстве регионов России вещатели делают все, чтобы избавиться от нерентабельных радиосетей. Исключение - Москва. Столичные радисты, получившие финансирование от властей города, намерены модернизировать обветшавшую инфраструктуру.

Во времена бывшего СССР проводное радиовещание было едва ли не основным развлечением и средством пропаганды. Репродукторы, приемники-тарелки, а затем - трехкнопочные девайсы были даже там, куда не доходила телефонная и телеграфная связь, где не было телевидения и электричества: в отдаленных таежных поселках, в горных аулах, в сибирских лагерях. Но 1990-е годы стали началом конца проводного радио. Появление сначала FM-вещания, затем спутникового и кабельного ТВ, а впоследствии Интернета вытеснили проводное радио c медиарынка. Если в 1991 году в РСФСР к "проводам" были подключены 47 млн радиослушателей, то в 2009-м их осталось только 10,1 млн. Сколько среди них активных пользователей - радисты сказать не могут. Не секрет, что сотни тысяч, если не миллионы россиян не слушают проводное радио, но по привычке платят за ненужную дома радиоточку: "Лень ее отключать!".



Говорит и показывает Москва



Долгое время проводные сети были предоставлены сами себе - ни меняющиеся телекоммуникационные регуляторы, ни другие официальные власти не уделяли особого внимания проводному радио.


Но в этом году все изменилось. В мае 2009 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление №447-ПП "Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени". В приложении №2 к постановлению московское руководство утвердило "Концепцию развития и совершенствования централизованного оповещения населения города Москвы по сети проводного радиовещания". Районным руководителям вменили в обязанность создавать и поддерживать в надлежащем состоянии системы проводного радиооповещения. Кроме того, концепция включила в себя предложенный ФГУП "Московская городская радиотрансляционная сеть" (МГРС) проект "Социальная розетка". Этот проект предполагает, что через радиоточки в московских домах можно будет выходить в Интернет на сверхнизкой (64 кбит/c) скорости. Плата за Интернет, правда, будет такой же, как и за услуги проводного радио (сейчас это чуть более 30 руб. в месяц). Масштаб предполагаемых вливаний в МГРС впечатляет. К 2015 году предприятие должно получить от правительства Москвы 1,76 млрд руб., 89 млн руб. - из федерального бюджета. Еще 150 млн руб. МГРС вложит сама в себя.


Вслед за московским правительством состоянием систем оповещения заинтересовалось и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Комиссия центрального аппарата МЧС РФ летом 2009 года приступила к формированию выездных групп, которые займутся проверками состояния региональных систем оповещения. В состав групп войдут представители ФГУП "МГРС" как крупнейшего профильного предприятия (оно обслуживает 2,8 млн абонентов). По словам директора департамента информации и корпоративных коммуникаций ФГУП "МГРС" Ефрема Козлова, особое внимание в ходе проверок будет уделено сетям проводного вещания - как единственному средству гарантированного оповещения при чрезвычайных ситуациях. "Результат проверок нетрудно предсказать, последние крупные закупки оборудования в интересах проводного радиовещания в регионах России делались 15 лет назад. Уверен, что региональная "радийная" инфраструктура в основной массе не соответствует требованиям МЧС к системам оповещения", - считает представитель МГРС.



ФГУП несогласных



В мае 2009 года на коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций стало известно, что Минкомсвязи планирует передать МГРС и РССП (ФГУП "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга") под управление ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС). В итоговом отчете Минкомсвязи за 2008 год говорится: "Проведена работа по приостановке приватизации ФГУП "МГРС" и ФГУП "РССП", также рассматривается вопрос о присоединении данных предприятий к ФГУП "РТРС". Распоряжением правительства № 805-р московская и петербургская сети проводного радиовещания были выведены из списка ФГУП, подлежащих приватизации в 2009-2011 годах".


Характерно, что проект объединения РТРС, МГРС и РССП в единую структуру его авторы комментировать не торопятся. В пресс-службе Федерального агентства связи (Россвязь), которому непосредственно подчиняются ФГУПы, сообщили, что пока никаких решений в отношении МГРС и РССП не принято. Пресс-служба Минкомсвязи на запрос "Стандарта" расплывчато ответила: "

В настоящее время вопрос об оптимальной модели работы этих предприятий анализируется и рассматривается".

Причина неразговорчивости очевидна - инициатива Минкомсвязи может привести к серьезному внутриотраслевому конфликту. РТРС не против того, чтобы получить контроль над МГРС и РССП. "Вопрос о присоединении проводных радиосетей нами прорабатывался, - рассказывает д

иректор департамента планирования и инвестиций РТРС Борис Теребиленко. - Для повышения эффективности региональных сетей мы предполагали привлечь новые технологии, позволяющие расширить спектр услуг. Вплоть до организации ШПД".

Однако московские и петербургские радисты дают понять, что альянс с РТРС им не нужен.

"Слияние МГРС и РССП с РТРС пока существует лишь на уровне слухов. До сих пор я не видел ни одного документального подтверждения", - поясняет директор северного радиотрансляционного узла ФГУП "РССП" Сергей Жуйкин. По словам Сергея Жуйкина, если решение о передаче проводных сетей будет принято, то, скорее всего, приведет к разрыву наработанных связей на городском уровне. "Мы, как основа городской системы безопасности, нуждаемся в поддержке на уровне города. Без этой поддержки нам будет крайне сложно", - отмечает Сергей Жуйкин. Он убежден, что федеральной структуре будет сложнее, нежели предприятию городского масштаба, договориться с местными властями, органами самоуправления, застройщиками и др.

В РССП и МГРС убеждены, что в сложившейся ситуации целесообразнее создать под эгидой государства специальный радиотрансляционный холдинг. "Совместно с РССП мы пытаемся выработать стратегию, которая позволила бы сохранить проводное вещание как основу системы оповещения населения в критической ситуации. Мы полагаем, что создание государственной структуры под эгидой Россвязи, которая управляла бы региональными проводными радиосетями и отстаивала их интересы, - одна из наиболее перспективных моделей", - говорит Ефрем Козлов из МГРС.



Как считает представитель РССП, доходные московская и питерская радиосети (выручка ФГУПов в 2008 году составила более 930 млн руб. и более 590 млн руб. соответственно) могут без следа раствориться в огромной структуре РТРС, зависимой от госфинансирования. По словам

Сергея Жуйкина, лишь сохранение независимости радиосетей гарантирует выживание отрасли проводного вещания в целом, а создание радиотрансляционной госкорпорации позволит МГРС и РССП сохранить операционную независимость. "Постепенно корпорация могла бы привлечь радиовещательные сети крупнейших российских городов, таких как Казань, Самара, Нижний Новгород", - говорит представитель РССП. Сергей Жуйкин убежден, что проводное вещание в регионах необходимо спасать, и делать это как можно скорее.

Нежеланные связи



Подавляющее большинство региональных сетей проводного радиовещания принадлежит межрегиональным компаниям "Связьинвеста" (они обслуживают почти 55% всех радиоточек в стране). Спасать этот бизнес МРК откровенно не хотят. "Из-за отсутствия единого руководства в 1990-е годы советская система проводного вещания развалилась. И теперь все сети изолированы друг от друга. МРК, под контролем которых находится подавляющее большинство сетей, не заинтересованы в их развитии, а некоторые, как, например, "Сибирьтелеком", проводят целенаправленную политику по их ликвидации", - говорит Ефрем Козлов.


В отдаленных регионах России проводное вещание операторы ликвидируют как класс. Например, в Амурской области, Республике Хакасия, на Сахалине, в Читинской области и ряде других субъектов Федерации оно уже свернуто. Причем в первую очередь страдают сельские районы, в которых поддерживать радиовещание невыгодно. "Расходы на услуги проводного радио существенно превышают доходную часть - оно не- рентабельно", - констатирует коммерческий директор ОАО "Сибирьтелеком" Валерий Беленький.


По мнению Валерия Беленького, проводное радио неинтересно радиослушателям. В 2008 году 21% "радийных" абонентов "Сибирьтелекома" отказались от услуг "кухонного" радио, и, по прогнозам Валерия Беленького, в 2009 году высокий уровень отказов сохранится. МРК закрывают проводное радио там, где количество абонентов сокращается. Например, в Благовещенске (столица Амурской области) на момент свертывания услуги, по данным ОАО "Дальсвязь", радиоточки были лишь в 7 тыс. квартир, причем около 5 тыс. абонентов имели задолженность по оплате. По словам Валерия Беленького, в соответствии с "Концепцией развития проводного вещания России на период 2005-2010 гг." оператор заменяет устаревшие, убыточные сети проводного вещания альтернативным эфирным вещанием. Концепция признает значение проводных сетей и предлагает варианты повышения рентабельности проводного радиовещания, однако допускает с целью сокращения издержек перевод абонентов сетей проводного радио в "эфир". Впрочем, как уверяет Ефрем Козлов из МГРС, концепция, рассмотренная в 2000 году на коллегии Минсвязи, не имеет официального статуса и не была утверждена министерством.


Даже в тех регионах, в которых проводное радио все еще пользуется спросом, связисты не желают обслуживать изношенные сети проводного радио. Зачастую они передают их эксплуатацию сторонним структурам. Например, ОАО "Сибирьтелеком" отдало на аутсорсинг сети проводного радио в Иркутске (ООО "Сибдальсвязь - Ангара"), в Омске (ООО "Связь Сервис") и еще ряде крупных городов. Сейчас решается вопрос о передаче радиосетей администрации Красноярского края.



Однако, похоже, что государство не даст связистам совсем упразднить проводное радио. Выездные группы

комиссии центрального аппарата МЧС уже в 2009 году начнут проверки на соответствие систем оповещения требованиям министерства. К чему приведут рейды МЧС, не совсем понятно. Как представители МЧС будут проверять региональные сети, и какие санкции грозят нарушителям - неизвестно. Как реагировать на возможные претензии силовиков, связисты тоже пока не знают. Но, как отметил Ефрем Козлов из МГРС, чтобы начать объединение радиосетей, требуется политическое решение, которое может принять только Минкомсвязи и Правительство РФ.

Рынок ждет решений профильных ведомств. Минкомсвязи должно прояснить структуру и юридический статус системы оповещения, а МЧС - определить насколько обязательно наличие подобных систем на тех или иных объектах. Причем, как говорят в пресс-службе МЧС, министерству безразлично, кто будет обслуживать инфраструктуру оповещения - его беспокоит лишь наличие самих систем.



Структура рынка проводного радиовещания в России, %