Олег Синча Проекты


ГЛОНАСС над ошибками

Во главе ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС) - федерального оператора группировки ГЛОНАСС – встал Александр Гурко из компании "М2М телематика". С новым гендиректором НИС намерена подключить весь российский автотранспорт к спутниковой системе экстренного реагирования "ЭРА-ГЛОНАСС". Проект позволит предельно быстро провести коммерциализацию российской навигационной системы. В противном случае через четыре года, с запуском Galileo и Beidou, ГЛОНАСС перестанет существовать.

В августе 2001 года, когда решением Совета безопасности РФ была принята Федеральная целевая программа (ФЦП) ГЛОНАСС, на орбите было всего шесть навигационных спутников. Коммерческое использование настолько неполной группировки было невозможно. Вплоть до 2007 года мало кто верил, что на ГЛОНАСС можно зарабатывать.

Беспочвенный оператор

В ноябре 2007 года ФГУП "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения" (РНИИ КП) и АФК "Система" зарегистрировали ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС), которое по задумке учредителей должно было стать федеральным навигационным оператором. Однако на тот момент не существовало нормативно-правовых актов, определяющих и регламентирующих деятельность подобной компании. Представители рынка недоумевали. "Совершенно непонятно, чем будет заниматься новоиспеченный оператор. Ниша коммерческого транспорта уже занята, а государственный заказчик не очень готов к внедрению мониторинговых систем",– говорил в начале 2008 года Иван Нечаев, исполнительный директор одного из крупнейших игроков на рынке услуг спутникового мониторинга транспорта ЗАО "Русские навигационные технологии" (РНТ).

В 2007 году несколько десятков локальных игроков предоставляли навигационные услуги на базе американской GPS NAVSTAR. Коммерческим структурам российская навигационная система была неинтересна.

Только спустя полтора года после регистрации НИС российское законодательство ввело понятие о федеральном навигационном операторе. ФЗ РФ №22-ФЗ "О навигационной деятельности", в котором федеральному оператору придавался статус, увидел свет 14 февраля 2009 года. А 11 июля 2009 года правительство утвердило Постановление № 549 "О федеральном сетевом операторе в сфере навигационной деятельности", которое в общих чертах определяло его цели и задачи. Впрочем, по словам начальника отдела по организации и координации работ по развитию системы ГЛОНАСС Федерального космического агентства (Роскосмос) Игоря Курского, навигационное законодательство еще до конца не сформировано, поэтому и задачи, которые стоят перед федеральным оператором, могут корректироваться.

Частный регулятор

Согласно законодательству федеральный сетевой оператор должен не только оказывать услуги государственным потребителям и органам власти разных уровней, но и разрабатывать стандарты и технические регламенты. В соответствии с ФЗ "О навигационной деятельности" ст. 7 п. 2: "Правительство Российской Федерации создает при необходимости федерального сетевого оператора в целях обеспечения единства технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания услуг в указанной сфере для федеральных государственных и иных нужд, определяет его задачи и функции". Но контрольный пакет федерального оператора достался дочерним структурам АФК "Система" (25,5% уставного капитала– ОАО "Ситроникс", еще 25,5%– ОАО "Концерн "РТИ Системы"), государству в лице РНИИ КП отошли только 49%. Иными словами, единство технологического управления будет обеспечивать коммерческая структура.

"Здесь нет ничего необычного, обычное государственно-частное партнерство. Мир знает достаточно примеров подобного сотрудничества",– говорит Игорь Курский из Роскосмоса.

Представители рынка уже участвуют в формировании стандартов. Например, Минтранс в 2009 году объявил несколько тендеров на разработку технических рекомендаций и требований к оборудованию для систем мониторинга транспорта. И, по уверениям президента компании "Единая национальная диспетчерская система России" (ЕНДС– крупный игрок на рынке спутниковых систем мониторинга транспорта) Александра Семкина, несколько лотов выиграла его компания. "Мы уже принимаем участие в формировании нормативно-правовой базы, и в дальнейшем готовы к сотрудничеству с любой уполномоченной структурой, в том числе и с федеральным оператором",– говорит руководитель ЕНДС.

Однако Игорь Курский уточняет, что НИС выработкой стандартов заниматься не будет. "Разрабатывать нормы и стандарты дело соответствующих ведомств– Минтранса, Роскартографии и других. Возможно, они по своему усмотрению будут привлекать участников рынка. А координировать и отвечать за все будет Роскосмос",– уверяет журналиста "Стандарта" представитель Федерального космического агентства.

Быстротечный директор

До октября 2009 года федеральный оператор существовал только на бумаге. Первый генеральный директор НИС Сергей Бородулин пришел из компании "Ситроникс", где трудился директором по развитию бизнеса ГЛОНАСС. Но менее чем через год его заменили на начальника отделения ФГУП "РНИИ КП" Вячеслава Дворкина. Впрочем, ни Сергею Бородулину, ни Вячеславу Дворкину поработать не дали, так как акционеры не спешили развивать федерального оператора. Только после принятия соответствующего закона и постановления правительства у федерального навигационного оператора появилось поле для деятельности. И акционеры решили изменить структуру управления компании.

На должность гендиректора НИС 16 октября 2009 года был назначен Александр Гурко, генеральный директор и совладелец группы компаний "М2М телематика". "Некоторое время я буду совмещать должности гендиректора НИС и руководителя "М2М телематика". Акционеры обеих компаний одобрили такое решение",– говорит он. Так как развитие федерального оператора для нового директора НИС, по его собственным словам, это приоритет номер один, то стоит ожидать, что в "М2М телематика" появится новый руководитель. Кроме того, как стало известно журналу "Стандарт", АФК "Система" начала переговоры о покупке компании "М2М телематика" или доли в ней.

По словам нового руководителя НИС, рынок навигационных услуг из-за кризиса кардинально изменился. С 2009 года спрос на навигационные сервисы со стороны государства резко возрос. Работа с таким крупным заказчиком требует перехода на новый технологический уровень. "Необходима разработка современных систем и приборов, производство сотен тысяч и даже миллионов устройств. Реализация масштабных проектов возможна лишь в партнерстве с крупными холдингами, обладающими серьезным финансовым и технологическим потенциалом",– говорит Александр Гурко.

ЭРА– ГЛОНАСС

Спустя два года после регистрации, у НИС, пусть пока в проекте, но появилась стратегия развития. По мнению Александра Гурко, единственный способ стремительно развить рынок ГЛОНАСС– это создать систему "экстренного вызова" в случае чрезвычайных ситуаций на дороге (по аналогии с европейской спутниковой системой безопасности e-Call). С 2010 года федеральный навигационный оператор займется как разработкой законодательной базы, так и созданием сетевой инфраструктуры. В рамках проекта "ЭРА– ГЛОНАСС" (ЭРА– экстренное реагирование на аварии) оборудованием ГЛОНАСС/GPS/GSM должны быть оснащены десятки миллионов автомобилей по всей России (программа не утверждена, поэтому точная цифра техники, которую можно оборудовать системой, пока неизвестна). По уверению главы НИС, реализация программы "ЭРА– ГЛОНАСС" обеспечит рынок сбыта для чипсетов ГЛОНАСС/GPS, что в свою очередь будет стимулировать дальнейшее развитие технологий.

Иван Нечаев из РНТ полагает, что создание НИС может привести к монополизации рынка. С одной стороны, компания вырабатывает стандарты и рекомендации, а с другой – предоставляет услуги. Но эксперт уверен, что потребители навигационных сервисов заметят изменения еще не скоро, так как федеральный оператор технологически пуст. "Чтобы НИС начал играть хоть сколько-нибудь заметную роль, его необходимо наполнить разработками и технологиями. Вряд ли в ближайшие пять лет появится конкурентоспособный ГЛОНАСС-продукт",– говорит глава РНТ.

Александр Гурко из НИС убежден, что ГЛОНАСС необходимо вывести на международный рынок. "Если ГЛОНАСС не найдет потребителя за пределами России, то, в конце концов, перестанет существовать. У нас есть года четыре, и если за это время мы не успеем коммерциализировать отечественную навигационную систему, то запустятся европейская Galileo и китайская Beidou, и нам станет намного сложнее конкурировать на навигационном рынке",– убежден глава НИС.

Структура спроса на ГЛОНАСС/GPS-системы*, %, 2009 год

 

*Доля транспорта с совмещенными ГЛОНАСС/GPS – 7% от общего числа транспортных средств, оснащенных навигационным оборудованием