© ComNews
12.10.2016

Общественная организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) на следующей неделе направит обращение в Государственную Думу РФ с инициативами по регулированию рекламного законодательства. Основным предложением организации является кратное увеличение размера штрафов за каждое повторное нарушение законодательства о рекламе.

О намерении обратиться в Госдуму РФ корреспонденту ComNews сообщил председатель общественной организации "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олег Павлов.

"Наше обращение в Государственную Думу будет направлено на следующей неделе. Мы обратимся в Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Основная просьба - кратное увеличение размера штрафов за каждое повторное нарушение законодательства о рекламе", - говорит Олег Павлов. По его словам, в планах ОПИ - также обращение в прокуратуру и Роспотребнадзор.

Как отметил Олег Павлов, основная задача, которую преследует организация, - привлечь внимание надзорных органов и общественности к проблеме недобросовестных операторов связи и внедрить эффективные меры противодействия. "Поскольку операторы сотовой связи являются наиболее активными рекламодателями и их услугами пользуются практически все, наша деятельность направлена прежде всего на отслеживание их активности. Если в наше поле зрения попадут нарушения, допускаемые операторами фиксированной связи, мы обязательно проинформируем потребителей", - уточнил Олег Павлов.

Напомним, что ОПИ ведет рейтинг, в котором отмечает недобросовестную, по мнению организации, рекламу операторов мобильной связи.

В прошлом месяце ОПИ уже обратилась в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС) с аналогичным предложением, предполагающим увеличение размера штрафов за повторные нарушения операторами мобильной связи закона "О рекламе" (см. новость ComNews от 21 сентября 2016 г.) В ОПИ считают, что если оператор в течение одного календарного года совершает повторное нарушение, штраф должен взыскиваться в 10-кратном размере. За третье нарушение - также увеличиваться в 10 раз и т.д.

Кроме того, ОПИ предложила ФАС внедрить систему сплошного контроля рекламной активности операторов мобильной связи (прежде всего, видеороликов на федеральных телеканалах), в том числе предварительный контроль рекламных материалов. По мнению ОПИ, такая система нужна, чтобы ни один ролик не допускался в эфир без предварительной проверки, а уже имеющиеся сюжеты с нарушениями - незамедлительно снимались по предписанию ФАС.

В Управлении контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России корреспонденту ComNews вчера подтвердили, что в ФАС поступали предложения от ОПИ, касающиеся в том числе рассмотрения рекламных видеороликов в режиме предварительного контроля со стороны ФАС.

"Антимонопольные органы и иные государственные органы не имеют полномочий по осуществлению предварительного контроля рекламы до ее распространения, в том числе в силу установленного в Конституции Российской Федерации запрета цензуры", - сообщил представитель ФАС России.

Однако, по его словам, ОПИ было предложено обсудить возможность введения предварительной оценки в органах саморегулирования, которые могут в целях организации работы своих членов вводить дополнительные правила осуществления деятельности.

"Из общения с сотрудниками антимонопольной службы сложилось впечатление, что у ФАС, к сожалению, не хватает ресурсов и компетенции для сплошной проверки рекламной активности операторов. Поэтому мы продолжим осуществлять общественный контроль и ведение рейтинга, а также планируем направлять в ФАС материалы для разбирательства по каждому нарушению", - рассказал корреспонденту ComNews Олег Павлов. По его словам, первые жалобы по конкретным эпизодам будут поданы до конца текущего года.

"Мы выступаем за то, чтобы коммуникации были честными и понятными клиентам. На наш взгляд, существующих мер отслеживания недобросовестной рекламы достаточно", - отметили в пресс-службе оператора Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" "МегаФона").

"Мы по-прежнему убеждены, что в рекламе не должно быть мелкого шрифта и звездочек, способных изменить стоимость или объем услуги основного рекламного сообщения. Tele2 предпочитает открыто общаться со своими клиентами", - говорит пресс-секретарь Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") Ольга Галушина. Операторы "большой тройки" не откликнулись на запрос ComNews.

Напомним также, что ранее ОПИ предложила операторам сотовой связи ссылаться в любых видах рекламы на свой рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи и использовать отличительные знаки (см. новость ComNews от 29 сентября 2016 г.).

Как рассказал вчера Олег Павлов, по имеющейся у организации информации, уведомление о возможности использовать рейтинг ОПИ в рекламе получили все операторы. "С учетом внутренних процессов в каждой компании и сроков производства рекламных материалов, полагаем, в ближайшие месяцы будет понятно, кто решил воспользоваться нашим предложением", - отметил Олег Павлов.