Николай Елистратов: "Мы будем использовать виджеты, чтобы сократить время вывода сервисов ПФР на единый портал госуслуг"
25.10.2016

В 2018 году в России должна заработать Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Она консолидирует информацию обо всех мерах социальной поддержки, которые государство предоставляет гражданам. О том, как создается система и как ее появление скажется на работе органов социальной защиты и гражданах, рассказал Николай Елистратов, заместитель председателя правления ПФР.

- В России создается ЕГИССО. Когда система должна заработать в полную силу?

- В соответствии с законом, ввод ЕГИССО в постоянную эксплуатацию должен состояться в 2018 году. Ее внедрение будет осуществляться поэтапно, и я думаю, что завершение каждого этапа будет ставить перед нами все новые и новые задачи по совершенствованию системы.

- Как сообщалось в CNews, работы уже стартовали в пилотных регионах. Расскажите подробнее, как движется эта работа.

- Сегодня пилотирование ЕГИССО осуществляется на три пилотных регионах - Алтайском крае, Республике Башкортостан и Калужской области. Этим регионам был представлен проект классификатора мер социальной защиты и поддержки для его оценки. Классификатор формировался в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской федерации. За его ведение отвечает Минтруд России - он принимает решение о добавлении в классификатор мер соцзащиты. Пенсионный фонд выступает в роли оператора, который вносит изменения в систему на основании соответствующих документов.

Сегодня в каждом регионе существует собственный классификатор мер соцподдержки. Для обеспечения работы Единой государственной системы необходим единый классификатор, позволяющий унифицировать меры соцподдержки. И сегодня он апробируется в пилотных регионах - там работники социальной сферы проверяют, все ли меры в нем учтены.

- Какие еще мероприятия планируется провести в рамках пилотных проектов?

- В этом году в пилотных регионах мы должны сформировать прототип региональной подсистемы сбора данных, в которой будет содержаться информация о том, когда и кому были предоставлены региональные и муниципальные меры социальной поддержки.

Существуют меры социальной поддержки, которые предоставляются конкретному гражданину, и так называемые "связанные" меры. Например, выдача пособия на погребение умершего родственника связана и с гражданином, который его получает, и с умершим. Часто связаны между собой субъектовые и федеральные меры соцподдержки.

Интересная ситуация складывается при предоставлении мер социальной поддержки семьям. До появления ЕГИССО у нас не было информации о том, как семейная мера соцподдержки соотносится с мерами соцподдержки каждого из его членов. Теперь мы собираемся исправить эту ситуацию. Информация о каждом гражданине будет увязана с информацией о членах его семьи, и органам власти будет значительно проще определить, какие семейные и персональные меры им положены, и что они получают фактически.

- Что такое региональная подсистема сбора данных, создаваемая в рамках ЕГИССО?

- Региональная подсистема сбора данных содержит информацию о фактах предоставления мер соцподдержки, которые оказываются в регионе, и список их получателей. Также в системе будет сформирован перечень организаций, которые предоставляют меры соцподдержки. Думаю, что к ноябрю 2016 года в рамках пилотного проекта в Алтайском крае региональная подсистема сбора данных будет заполнена. Мы проверим, как отображаются содержащиеся в ней данные, какие новые возможности они предоставляют при формировании аналитики и отчетности. 

Прототип региональной подсистемы сбора данных данных будет представлен Пенсионным фондом в конце 2016 года. Он позволит оценить ее возможности, в том числе понять, какие каналы взаимодействия использовать, как удобнее организовать внесение данных и взаимодействие внутри подсистемы в каждом конкретном регионе.

- Сейчас в России нет единого реестра мер социальной поддержки?

- Существует общероссийский классификатор информации о социальной защите населения (ОКИСЗН), однако он не подходит для создания ЕГИССО, поскольку представленная в нем информация не структурирована.

- Как внедрение ЕГИССО повлияет на работу региональных органов власти?

- Перед регионами стоит множество задач, связанных с оказанием адресной социальной поддержки. Сегодня для того чтобы получить необходимую для этого информацию, им приходится обращаться в разные государственные органы. ЕГИССО позволит получить информацию о мерах социальной поддержки, предоставляемых конкретному человеку на любых уровнях - федеральном, региональном, муниципальном.

Важная часть системы - это аналитическая подсистема. Сегодня регионы вручную формируют множество статистических и аналитических отчетов. Более того, формы таких отчетов не унифицированы. С появлением ЕГИССО регионам будет предоставлена возможность загрузки в нее данных через специальный сервис или напрямую в соответствии с заданными форматами. Ответственность за информацию будут нести органы государственной власти, разместившие ее в системе. На основании этих данных регионы смогут автоматически формировать унифицированные отчеты. Также доступ к аналитике будет предоставлен всем государственным органам, использующим ее в своей работе, - Минфину, Казначейству, правительству и так далее.

- Какие возможности появятся у органов, предоставляющих меры социальной поддержки?

- Вопросами социальной поддержки граждан занимаются органы соцзащиты, комитеты по труду и занятости населения, бюро МСЭ, органы, отвечающие за вопросы образования и здравоохранения и многие другие. Для того, чтобы они могли принять решение о назначении той или иной меры соцподдержки, им необходима информация, не получает ли гражданин помощь в другом регионе. Сегодня эта информация фактически недоступна, но после того, как система заработает в полную силу, ее можно будет получить через ЕГИССО.

- Что даст появление системы гражданам?

- Благодаря созданию ЕГИССО каждый гражданин по номеру СНИЛС сможет узнать, на какие меры соцподдержки он имеет право, какие из них ему уже предоставлены, а какие он может получить и где.

- Какие законодательные изменения потребуются для ввода в эксплуатацию ЕГИССО?

- Законодательные изменения потребуются для организации предоставления информации в ЕГИССО, получения и использования этой информации.

- Предусмотрено ли создание интерактивных сервисов для граждан?

- Не секрет, что на порталах органов власти госуслуги появляются гораздо быстрее, чем на ЕПГУ. У Пенсионного фонда тоже есть такой опыт - заявления на оформление пенсии, выплату материнского капитала на нашем портале появились значительно раньше, чем на ЕПГУ. Для того чтобы сократить время вывода наших сервисов на единый портал, мы будем использовать виджеты.

Портал ЕГИССО будет интегрирован с личным кабинетом на портале государственных услуг. Через него гражданин сможет получить информацию из ЕГИССО, направить обращение в ведомство, оставить отзыв о предоставленной госуслуге.

- На первом этапе возможны ситуации, когда гражданин обращается за получением льгот, а информации о нем в ЕГИССО еще нет. Как они будут разрешаться?

- Органы власти не имеют права отказать гражданину в предоставлении услуг, если у него есть на это право. Если заявитель предоставил все необходимые документы, а в ЕГИССО нет информации о том, что он уже получает данную услугу, она будет оказана.

- Какова архитектура системы?

- Архитектура ЕГИССО сейчас находится в стадии проработки. ЕГИССО состоит из огромного количества связанных между собой подсистем. Уникальность ЕГИССО в том, что с ее помощью можно будет получить информацию обо всех обращениях граждан за мерами социальной поддержки в любые государственные органы по идентификатору СНИЛС.

- Как будет осуществляться авторизация в системе?

-  Регистрация в системе будет проводиться через Единую систему идентификации и аутентификации. Там же будет предусмотрено и разграничение прав доступа.

- Финансирование ЕГИССО будет происходить на федеральном уровне. Какую финансовую нагрузку будут нести регионы?

- Мы пытаемся минимизировать затраты регионов. Прежде всего, за счет разработки типовой региональной подсистемы сбора данных. Более того, региональные подсистемы сбора данных будут размещаться на инфраструктуре Минкомсвязи. Также за счет бюджета ПФР будет обеспечена программная поддержка ЕГИССО.

Конечно, регионам придется самостоятельно создавать сервисы, обеспечивающие взаимодействие имеющихся у них информационных систем с ЕГИССО, в случае необходимости расширять каналы связи. Сегодня мы обсуждаем с Минкомсвязи возможность выделения федеральных субсидий для проведения этих работ.

- Как организовано управление ЕГИССО?

- Оператором системы является Пенсионный фонд России. Все вопросы, связанные с созданием инфраструктуры и технической организацией ее работы, решаются совместно с Минкомсвязи. Подключение к ЕГИССО органов власти будет осуществляться через Единую систему идентификации и аутентификации на основании заявок, подобных тем, что подаются на подключение к СМЭВ.

- Планируется ли создание проектного офиса ЕГИССО?

- В Пенсионном фонде на базе Межрегионального информационного центра (МИЦ) уже создан проектный офис по реализации ЕГИССО. В его компетенции не только управление проектом, но и согласование разработанных ПФР документов, регламентирующих функционирование ЕГИССО и порядок взаимодействия с Минтрудом, Минкомсвязью, Минфином и другими участниками системы. 

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты