© ComNews
10.01.2018

Группа МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы") приступила к внедрению технологии 4K (Ultra HD) на всех ТВ-платформах. В МТС подчеркнули, что компания стала первой среди российских операторов связи, кто приступил к такому внедрению. В первую очередь группа планирует использовать единую платформу с поддержкой 4K-вещания для увеличения присутствия в премиальном сегменте и реализации проектов для корпоративных клиентов. В частности, оператор ожидает, что предстоящий Чемпионат мира по футболу станет катализатором для развития технологии вещания повышенной четкости и создания качественного ТВ-контента в 4K-форматах.

О внедрении технологии 4К корреспонденту ComNews сообщили в пресс-службе компании. Как уточнили в МТС, интерактивные приставки, поддерживающие формат сверхвысокой четкости, станут доступны абонентам с апреля 2018 г., в преддверии Чемпионата мира по футболу, и позволят смотреть все спортивные трансляции в формате Ultra HD. Поставщиком оборудования стал китайский производитель - компания ZTE. Для пилотного запуска 4K-платформы МТС заключила договор на покупку 60 тыс. приставок. Стоимость закупки оператор не раскрывает. Источник на телеком-рынке сообщил, что стоимость девайсов среднерыночная.

"Закупаемые приставки имеют расширенный функционал по сравнению с существующим абонентским оборудованием. Они оснащены встроенным Wi-Fi-модулем, Bluetooth-пультом дистанционного управления. Для повышения качества изображения приставки поддерживают технологии HDR10 и HLG", - рассказали в МТС. Как отметил генеральный директор "Спутникового ТВ" МТС Алексей Иванов, все домашние телевизоры с поддержкой 4К-вещания имеют слоты для CAM-модулей - компактных устройств, которые позволяют получать спутниковый сигнал и смотреть телеканалы в формате повышенной четкости. "Поэтому использовать новые приставки мы в первую очередь планируем в B2B-направлении: устройства станут наиболее актуальны для организаций сегмента HoReCa, которые будут транслировать матчи предстоящего Чемпионата мира по футболу 2018 г.", - пояснил он.

Напомним, что внедрение технологии Ultra HD МТС начала с 2017 г. Оператор успешно протестировал и запустил канал в формате сверхвысокой четкости на своей спутниковой платформе. Как ранее сообщал корреспонденту ComNews представитель МТС Дмитрий Солодовников, Ultra HD - это следующий и неминуемый этап развития телевидения, неизбежный, как в свое время обычное HD-телевидение. "МТС планирует в 2018 г. выйти на четыре канала Ultra HD. МТС готовится запускать Ultra HD в IPTV, чтобы быть готовой первой снять сливки с этого рынка, - подчеркивал Дмитрий Солодовников. - Однако вопрос, является ли Ultra HD драйвером продаж, открыт до появления рейтингового контента".

Теперь группа МТС переходит к следующему этапу проекта, предусматривающему полнофункциональное развертывание Ultra HD-вещания в сегменте перспективного интерактивного ТВ, в том числе на сети GPON (Gigabit Passive Optical Network) МГТС (ПАО "Московская городская телефонная сеть"). На этом этапе МТС завершила конкурсы по закупке Ultra HD-приставок, предназначенных для кабельных сетей МТС и сети МГТС. 

"Вещание в формате UltraHD (4K) - один из перспективных драйверов роста рынка платного телевидения на ближайшую перспективу. Производители телевизионного и видеооборудования также развиваются в этом направлении, например производя контент преимущественно в формате 4К", - прокомментировала директор департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ МТС Наталья Братчикова. Она подчеркнула, что новый формат вещания придает импульс развитию рынка телевидения в целом, стимулирует спрос и открывает новые возможности для владельцев качественного контента. "С новыми приставками мы обеспечим уже в следующем году запуск нового продуктового предложения во всех ключевых ТВ-сегментах - DVB-C, DVB-S и IPTV на базе сети GPON МГТС", - заключила Наталья Братчикова.

В МТС рассказали, что в первую очередь компания планирует использовать единую платформу с поддержкой 4K-вещания для увеличения присутствия в премиальном сегменте и реализации проектов для корпоративных клиентов. В частности, оператор ожидает, что предстоящий Чемпионат мира по футболу станет катализатором для развития технологии вещания повышенной четкости и создания качественного ТВ-контента в 4K- и Ultra HD-форматах.

Отметим, что вещание в формате Ultra HD развивают и другие российские операторы. В пресс-службе ПАО "Ростелеком" корреспонденту ComNews вчера рассказали, что в 2018 г. оператор планирует запустить на собственной платформе 4K-контент, который будет доступен на разных цифровых витринах (STB, OTT-приставка, видеопортал, мобильные приложения). "Мы ведем переговоры с несколькими телеканалами, также добавим в сервис "Видеопрокат" (VoD) фильмы в 4K. В разработке также находится специальный проект для российских телезрителей, уникальный для нашего рынка", - добавили в "Ростелекоме".

Кроме того, в текущем году компания начнет реализацию STB (Set-top box) нового поколения с поддержкой 4К. В "Ростелекоме" отметили, что в настоящее время идет конкурсная процедура по отбору вендоров для поставки до 1 млн приставок (на операционной системе Android). "Приставки нового поколения будут двойного назначения: они могут использоваться как стандартные - для подключения IPTV дома, так и в качестве ОТТ, то есть работать на сети передачи данных любого провайдера", - уточнили в пресс-службе оператора, отметив, что пока на рынке наблюдается дефицит 4К-контента, что является сдерживающим фактором для развития стандарта.

Вещание контента в новом формате планирует начать в 2018 г. и NetByNet (ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг"). Об этом корреспонденту ComNews ранее сообщал генеральный директор компании Андрей Батанов. "Вещание контента в новом формате мы планируем начать в 2018 г. Однако, по нашим оценкам, телевидение в 4К станет востребованным ближе к 2020 г., когда операторы смогут предложить пакеты, включающие хотя бы пять-десять таких каналов", - говорил он. Напомним также, что с апреля 2017 г. ООО "НТВ-Плюс" начало вещание трех телеканалов в стандарте сверхвысокой четкости (Ultra HD) в Дальневосточном федеральном округе и в Сибири.

Пресс-секретарь "Триколора ТВ" Ульяна Рассказова ранее сообщала, что "Триколор ТВ" (НАО "Национальная спутниковая компания") первым из российских операторов и одновременно с международными игроками начал развивать формат Ultra HD. "Так, "Триколор ТВ" первым в России начал вещание в формате сверхвысокой четкости. Сейчас наше предложение включает самое большое количество UHD-телеканалов, доступных российскому зрителю, - шесть телеканалов различных тематик, в том числе спортивные и киноканалы. При этом в 2017 г. оператор создал для своих абонентов два собственных 4K-телеканала, на которых собрал высококачественный востребованный кино- и сериальный контент", - отмечала Ульяна Рассказова.

По подсчетам аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, уровень проникновения экранов с разрешением 3840x2160 пикселей в России пока составляет не более 1,5%. "Соответственно, количество абонентов Ultra HD сейчас не превышает первых десятых долей процента зрительской аудитории и, соответственно, абонентов", - уточнил он. Аналитик "Финама" считает, что драйвером роста абонентов UHD будут продажи телевизоров и экранов. "Спроса пользователей на вещание в Ultra HD не появится, пока нет оборудования. Чтобы увидеть картинку в столь высоком разрешении, абонент сперва должен обзавестись экраном с достаточно высоким разрешением. Хотя курс на цифровую экономику взят, но производства экранов в перечне сквозных технологий нет, то есть экраны чудом не подешевеют, а предлагать их будут те же производители, что и раньше. Соответственно, их менеджеры по маркетингу и продажам и будут драйверами роста", - отметил он.

Леонид Делицын считает, что стандарт UHD будет распространяться вместе с телевизорами. "При этом операторы, возможно, смогут заработать на тяге новаторов (составляющих порядка 2,5% населения) к новому, готовых за это платить. Но основная масса зрителей платить за разрешение дополнительно не станет, поскольку оно и так уже неплохое", - заключил он.

По сведениям МТС, в продаже находится 250 моделей телевизоров с поддержкой Ultra HD, что составляет 50% от всех продаваемых устройств такого рода. Кроме того, в российских семьях уже доступно около миллиона ТВ с 4K-разрешением. В МТС считают, что к 2020 г. таких экранов станет более 14 млн штук. По данным рынка, приобрести телевизор сверхвысокой четкости с диагональю 40''-43'' сейчас можно за 30 тыс. руб.