Елена Полякова: "Цифровая экономика не сможет развиваться без инфраструктуры, и мы видим свою новую роль в качестве компании цифровой интеграции"
19.02.2018

В ноябре 2017 года исполнилось пять лет B2G-сегменту бизнеса ПАО "МегаФон". В интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику директор по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам Северо-Западного филиала "МегаФона" Елена Полякова рассказала о том, как начиналась эта деятельность в компании.

- Каковы особенности ведения бизнеса в государственном сегменте и как начиналась работа B2G-подразделения "МегаФона"?

- Главная особенность работы в сегменте B2G связана с тем, что в нем значительно больше законодательных ограничений, чем при работе на рынке B2B. А это означает особые подходы к закупкам и контроль - ​как со стороны клиентов, так и со стороны регулирующих органов. Этим продиктованы специальные требования к "МегаФону" как поставщику: от нас требуются глубокие знания не только об услугах, но и об особенностях законодательства, а также практики его применения.

До конца 2012 года коммерческий блок в "МегаФоне" был единым: он объединял сегменты B2C, B2B и B2G. В ноябре 2012 года компания приняла решение выделить работу с государственными и бизнес-клиентами в самостоятельную единицу, которая получила внутреннее название B2X, поскольку необходимо фокусироваться на специфических потребностях клиентов, предлагать то, что нужно каждой отрасли экономики и направлению государственного и муниципального управления. Кстати, тогда только начинался процесс перехода на электронные торги, и "МегаФон" первым на Северо-Западе получил необходимую квалификацию, освоил все тонкости электронных торгов. И поэтому большая часть крупных государственных заказчиков Северо-Западного ФО работает с нами.

- Во всех ли государственных закупках предложенная цена является ключевым параметром для определения победителя, или есть возможность конкурировать на уровне качества услуг?

- Торги могут проводиться в разных формах. К их числу относят открытый аукцион в электронной форме, когда единственным критерием выбора победителя является цена: так определено в федеральном законе. В этом случае важно, чтобы заказчик как можно более точно и подробно подготовил техническое задание - ​с тем, чтобы получить качественные услуги по умеренной цене.

Помимо аукционов и запросов котировок существуют открытые конкурсы, в которых победитель определяется по совокупности ценовых и неценовых критериев оценки заявок участников. Но закупку телекоммуникационных услуг проводить через открытый конкурс запрещено.

- Сокращается или растет объем неконкурентных закупок?

- Порядок и допустимые годовые объемы осуществления закупок у единственного поставщика регламентированы статьей №93 федерального закона №44‑ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Со времени принятия указанного закона статья №93 не претерпела существенных изменений, поэтому объем закупок у единственного поставщика остается стабильным. Пожалуй, следует отметить важное отличие от аналогичных положений утратившего силу закона №94‑ФЗ: действующий закон о контрактной системе позволяет неоднократно осуществлять однородные закупки, то есть нет запрета на дробление закупок.

- В последнее время в отрасли часто звучит тема Интернета вещей (IoT). Встречаетесь ли вы на конкурсах с новыми IoT-провайдерами - ​в частности, использующими технологию LoRa?

- В сфере IoT в России заметны не только сотовые компании, однако в чистом виде конкурсов в области Интернета вещей на региональном уровне я не припомню - ​здесь реализуются только пилотные проекты. Головной офис "МегаФона" выиграл несколько IoT-тендеров на федеральном уровне. В целом выбор технологии зависит от конкретных задач проекта. В любом случае, развивать IoT без инфраструктуры нельзя: той же технологии LoRa нужны площадки для размещения базовых станций. Поэтому для нас новые IoT-провайдеры, применяющие LoRa или иные технологии, - ​партнеры, а не конкуренты.

- Какова численность подразделения по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам "МегаФона"?

- "МегаФон" - ​высокотехнологичная компания. Все рутинные процессы автоматизированы, поэтому в нашем подразделении по всей стране несколько сотен сотрудников. Это ответственные специалисты, профессионалы в своем деле, которые заняты поиском конкретных комплексных решений под растущие потребности заказчиков. Клиенты должны быть уверены в нашей экспертизе и надежности. Чаще всего они остаются вместе с нами не один год, и мы благодарны им за это.

- Каковы ключевые показатели эффективности деятельности вашего подразделения? Как эти показатели изменились в прошлом году по сравнению с 2016 годом?

- Главными показателями успеха нашей работы была и остается доля выручки на торгах, которые мы выиграли, а также маржинальность услуг, оказываемых клиентам. Если говорить об услугах фиксированной связи, то для них часто требуется строительство волоконно-оптических линий до площадок клиента, и в этих случаях с нашей стороны включается также контроль затрат.

В 2016 году мы выполнили план, а в 2017 году - ​даже перевыполнили, и это притом что перед нами стояли более сложные задачи, чем год назад.

- В названии подразделения упоминаются "специальные проекты". Что это за проекты и можно ли привести их примеры?

- К этому понятию относятся сложные интеграционные решения под ключ, которые, помимо предоставления телекоммуникационной инфраструктуры и услуг связи, включают разработку платформ и сервисов, поставку программного обеспечения. Таких проектов пока немного, но мы видим большой потенциал в этом направлении. Среди тех проектов, которые уже реализовал Северо-Западный филиал "МегаФона", - ​система мониторинга объектов городской инфраструктуры для Комитета по связи и информатизации правительства Петербурга, система видеонаблюдения и дистанционного мониторинга лесных пожаров в восьми субъектах СЗФО (заказчиками выступают региональные министерства или комитеты по природопользованию), элементы "безопасного города" в Петербурге и Твери, прежде всего системы фото- и видеофиксации, служба 112.

- Всегда ли клиенты точно формулируют потребности в интеграционных проектах?

- Со многими клиентами мы работаем давно. Они привыкли адресовать нам любые вопросы, связанные не только с телекомом, но и с ИТ-технологиями, оборудованием, ПО. Обычно представители органов власти говорят, какую проблему им необходимо решить, а наша задача - ​предложить эффективное комплексное решение.
Мы возлагаем большую надежду на собственную разработку ситуационного центра (СЦ) губернатора, который может быть интегрирован с системой распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия. Напомню, что президент поручил каждому губернатору создать свой СЦ и интегрировать его с президентским (это требование закреплено в указе президента РФ от 25.07.2013 №648 "О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия", - ​Прим. Стандарта").

- В середине 2017 года правительство России одобрило программу "Цифровая экономика РФ". Как в связи с этим документом и набирающей обороты цифровизацией в целом меняются запросы государственного сегмента в адрес операторов связи?

- Сегодня от оператора ждут не просто традиционных услуг связи, а комплексных решений. Например, мы видим, что растет поток запросов на создание ситуационных центров, систем сбора и анализа всевозможных данных, на реализацию проектов в сфере "безопасного города". Если раньше такие запросы зачастую возникали по инициативе отдельных губернаторов, то теперь они приобрели массовый характер. Растет интерес к big data, в том числе в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу 2018 года, поскольку мы располагаем аналитическими данными по итогам проведения матчей Кубка конфедераций 2017 года. Для эффективного использования такой аналитики нужно четко понимать, что именно планируется выяснить и какие задачи надо решить. Кстати, "МегаФон" сам применяет обработку больших данных для решения многочисленных корпоративных задач - ​от разработки тарифной политики до поиска идеальных точек для контакта с клиентами и размещения базовых станций.

Услугой, которая также привлекла внимание клиентов, стал "МегаФон.Таргет". Она была запущена весной 2017 года и тоже основана на big data. Это новый сервис SMS-рекламы с возможностями точного отбора целевой аудитории, который призван заменить раздражавшие всех массовые SMS-рассылки, при этом резко повысив результативность. "МегаФон.Таргет" адресован малому и среднему бизнесу, но и государственные структуры видят в нем удобный инструмент. К примеру, Пенсионный фонд РФ с его помощью оповещает людей о том, что им нужно сдать в организацию определенный документ.

- Рынок классических услуг связи достиг фазы насыщения. Какие вы видите возможности для "МегаФона" по созданию новых услуг и насколько далеко компания готова уйти от телекоммуникационных сервисов?

- Именно для того чтобы реализовать такие возможности, "МегаФон" принял решение о трансформации бизнеса и выделил направление по развитию в государственном сегменте и спецпроектам как плацдарм для реализации сложных комплексных цифровых решений в регионах страны - ​с тем, чтобы в дальнейшем это направление было расширено и стало драйвером роста всей компании. Как я уже сказала, мы пошли в интеграционные, комплексные проекты - ​но только те, которые содержат в себе connectivity. При этом мы готовы к работе с разными отраслями.

Так, летом 2017 года "МегаФон" разработал мобильную платформу "Ветеринария", которая интегрирована с автоматизированной системой Россельхознадзора "Меркурий". Благодаря этой платформе сотрудники государственных ветеринарных служб смогут оформлять и выдавать ветеринарную сопроводительную документацию в электронном виде: такое законодательное требование вступило в силу с 1 января 2018 года.

Никакая цифровая экономика не сможет развиваться без инфраструктуры, и "МегаФон" видит свою новую роль в качестве компании цифровой интеграции. Именно поэтому мы столь активно идем в новые инфраструктурные проекты, такие как телемедицина, дистанционное образование, цифровые решения для агропромышленного комплекса. В технологиях, которые позволяют экономить средства и ресурсы, заинтересованы и государственные, и бизнес-клиенты. Мы со своей стороны работаем над реализацией даже самых сложных комплексных проектов, учитывая новые цифровые реалии. Перед нашими сотрудниками стоят интересные задачи, они участвуют во всех этапах запуска того или иного проекта - ​от консалтинга до технического контроля. По сути, мы участвуем в строительстве цифрового будущего. Уверена, что вклад "МегаФона" в это строительство принесет большие результаты для всей страны и у нас будет немало поводов гордиться работой, которую делаем сейчас.